Назначенный вчера Кабинет министров - это гибрид. С одной стороны, в нем собраны люди старые и очень старые - не cтолько по возрасту, сколько по политическому опыту, а с другой - вообще в Украине неизвестные, легионеры, которые призваны усилить проблемные позиции большой правительственной команды. Только крайности, ничего усредненного.

Соответственно, и мышление членов Кабмина будет различаться кардинально. То же касается и подходов, а это уже заранее делает организм правительства не естественным молодым ростком, а своеобразным  Франкенштейном.

Избранный подход к формированию правительства - это довольно эффектная тактическая победа президента.Поскольку Порошенко не мог в открытую сформировать свой Кабинет министров, ведь Народный фронт одержал пусть минимальную, но победу на выборах, было найдено элегантное решение. Якобы формируется технократическое правительство, и, в том числе за счет иностранцев, в исполнительную власть приходят не политики, но профессионалы. Инициатива красивая и по форме, и по сути. А заодно Кабмин наполнили людьми, которые с Яценюком не связаны.

Тяжело сказать, какие у этих людей будут отношения с премьером, но то, что он не будет новичков контролировать - это факт. Яценюк получает правительство, которое не будет его личным Кабинетом министров, он будет брать на себя ответственность за результаты работы правительства, но вопрос принятия решений в самом Кабмине будет для него непростым.

Фактически, это своеобразный вызов президента премьеру. И премьер его принял, что свидетельствует о большой уверенности в себе премьера и готовности упрямо идти к цели - власти.

В тактике Порошенко нет ничего удивительного, потому что именно Яценюк выглядит в его глазах самым сильным потенциальным конкурентом на будущих президентских выборах. И он не хочет повторять ошибки предшественников, взращивая рядом с собой конкурента. Это порождает потенциальную проблему для будущего Украины, которая может заключаться в формировании двух властных центров, которые будут находиться в постоянном конфликте интересов и юрисдикций.

Очевидно, что эскалацию противоборства сдерживает лишь одно - зависимость украинской власти от западных партнеров и необходимости получения от них помощи. А для того, чтобы на эту помощь надеяться, власть должна быть прогнозируемой и стабильной. Поэтому открытый конфликт президента и премьера пока невозможен, но потенциально будет существовать всегда.

Состав нового Кабмина - это своеобразный вызов президента премьеру. И премьер его принял, что свидетельствует о большой уверенности Яценюка в себе и готовности упрямо идти к цели - власти.

Что касается иностранцев в правительстве, то о них пока мало что можно сказать. Необходимо для начала определиться, какой будет их реальная функция и компетенция. Сама по себе идея приглашения иностранцев в Кабмин выглядит неплохо, потому что, очевидно, в украинской политике они задержатся ненадолго. Министерские портфели они воспринимают как весомую строчку в резюме ("вытащил Украину из преддефолтного состояния" - солидно, правда?), потому и относиться к работе будут ответственнее, без оглядки на самопиар и политическую целесообразность. Ведь для них будет важен не популизм, а профессиональная эффективность. Приехали, решили задачу и уехали. Для сложных реформ, которые не могут принести популярность - идеальный сценарий.

Еще один любопытный штрих нового Кабмина - министерство информполитики. Это мертворожденный ребенок власти. Вряд ли целесообразно создавать новый бюрократический институт для управления информационной политикой в демократическом государстве. Единственное, чем будет заниматься это министерство - это постоянно "самореформироваться", пока его не ликвидируют. Хотя информационная политика в Украине нужна, но не на уровне наших традиционных министерств и не менее традиционных бюрократов.

Что касается перспектив нового Кабмина, то до весны он точно протянет, а дальше перспективы очень туманные. Скорее, негативные.

Уже ясно, что коалиция в Раде - ситуационная, и при первых же проблемах, (особенно перед любыми очередными выборами), ряд субъектов коалиции попытаются возглавить борьбу против собственного правительства. Тихо будет только первые 100 дней. Но весной все конфликты из потенциальных станут открытыми, коалиция начнет расползаться, будет сложно говорить о будущем Кабмина

Нынешнюю коалицию объединило не столько реальное общее видение будущего страны или программа действий, а необходимость поучаствовать в "едином реформаторском проекте", обеспечив позиционирование себя как проевропейской силы.

Если же говорить о руководстве парламента, то Гройсман, как и все начинающие спикеры, приступил к исполнению своих обязанностей довольно неуверенно и невнятно. Но так начинали все наши спикеры - и Литвин, и Турчинов. В процессе работы Гройсман наберет уверенности, но пока о его эффективности на новой должности говорить рано.

Петр Олещук, политолог

Подписывайтесь на аккаунт ЛІГАБізнесІнформ в Twitter и Facebook: в одной ленте - все, что стоит знать о политике, экономике, бизнесе и финансах.