Дело даже не в том, что Ялтинский саммит отменен, а заседание Совета по вопросам сотрудничества Украина - Европейский Cоюз воспринимается в Брюсселе без особого восторга. Дело в тоне - руководители западных стран говорят о Викторе Януковиче и Николае Азарове как о нашкодивших школярах, а традиционные адвокаты Украины в Брюсселе, президенты Литвы и Польши, теперь готовы применить к украинскому коллеге тон прокурора.

В этой смене тональности нет ничего из ряда вон выходящего. Политик при вступлении в должность традиционно может рассчитывать на кредит доверия коллег. Не секрет, что после хаоса правления Виктора Ющенко и постоянной войны, которую вели между собой тогдашний глава государства и его премьер, Янукович мог рассчитывать на огромный кредит. Именно поэтому Запад, по сути, проглотил конституционный переворот, совершенный Януковичем после прихода к власти. Можно как угодно врать самим себе, но на самом деле метод формирования большинства в парламенте и создания правительства Азарова - это переворот. А последующее изменение Конституции страны без участия законодателей - путч. И участие и в том, и в другом случае Конституционного суда в качестве рычага переворота лишь усугубляет вину участников.

Запад предпочел не замечать этого, потому что верил, что Янукович стремится выстроить прочную вертикаль власти ради дальнейшего развития страны. Даже когда был арестован бывший министр внутренних дел Юрий Луценко, западные эксперты сделали вид, что это лишь единичный случай, связанный с судьбой человека, принимавшего решения об аресте политических противников после 2004 года.

Но арест Юлии Тимошенко - и последующее развитие событий - все переменили. От окончательного разрыва с Януковичем западных лидеров удерживали только его лицемерные обещания решить проблему. После насильственного перевода Тимошенко в больницу - я специально употребляю термин, который использует сама власть - все будто бы очнулись: стало ясно, что Янукович ничего решать не будет. И накануне Ялтинского саммита лидеров стран Центральной Европы и Евро-2012 те, кто будет приезжать и общаться с президентом Украины как ни в чем не бывало, станут выглядеть полезными для официального Киева идиотами. А кому хочется выступать в такой роли?

Поэтому наступило то, что должно было наступить еще после конституционного переворота - изоляция украинской власти. Я не уверен, что Януковича это отрезвит - но это хотя бы поможет адекватно оценивать события нашим партнерам за рубежом и самим украинцам.

Впрочем, во втором случае адекватности пока не наблюдается. Все чаще приходится сталкиваться с мнением о том, что нельзя наказывать украинцев, что бойкотировать нужно только власть, а вот когда речь идет о футбольном чемпионате, то нужно спрятать гордость в коробочку и помнить, что, помимо Януковича, в стране проживают миллионы людей. Но согласиться с такой логикой - означает вернуться в Советский Союз. Его жители тоже думали, что, бойкотируя Брежнева или прочих кремлевских мерзавцев, свободный мир наказывает всех остальных. Я не думал, потому что точно знал, что не избирал Брежнева или Андропова - как мои родители и деды не избирали Сталина с Хрущевым. Эти люди пришли к власти в результате победы в гражданской войне - и узурпировали власть на долгие десятилетия. Да, заставить их уйти ни я, ни кто-то другой не мог - оставалось ждать, пока они самоуничтожатся. Но я не понимал, почему изоляция надзирателя оскорбляет заключенного. И сейчас не понимаю.

Янукович - демократически избранный президент моей страны. Но он узурпировал власть. Если бы этого не произошло, сегодня в стране работало бы коалиционное правительство. Возможно, даже во главе с Тимошенко или Яценюком. Это отражало бы баланс настроений в обществе и не привело бы к серии катастрофических решений во внешней и внутренней политике

Янукович, вне всякого сомнения, - демократически избранный президент моей страны. Но он узурпировал власть. Если бы этого не произошло, сегодня в стране работало бы коалиционное правительство (возможно, даже во главе с Тимошенко или Арсением Яценюком), а полномочия Януковича ничем не отличались бы от полномочий его предшественника. Это отражало бы баланс настроений в обществе и не привело бы к серии катастрофических решений Януковича во внешней и внутренней политике. Когда демократически избранный лидер становится участником и уж тем более организатором государственного переворота, он лишается легитимности.

Это не означает, что с украинской властью не нужно взаимодействовать в случае необходимости - с советской мы же взаимодействовали. Но это одновременно и не означает, что мы должны расстраиваться в связи с ее изоляцией. Напротив, эта изоляция приближает время, когда наша страна сможет вернуться в правовое поле и мы сможем дать правовую оценку действиям всех участников конституционного путча. Это - главное с точки зрения выживания нашей страны и оздоровления общества. Это - главное условие того, будут наши дети - вне зависимости от их интереса к футболу - жить в достойной стране или нет. А в каком формате до нашего возвращения в правовое поле будут проходить международные встречи и спортивные состязания - не имеет вообще никакого значения.

Виталий Портников, журналист