В социальных сетях наблюдается шквал критики в адрес министра обороны Украины Игоря Тенюха. Критики громят его, как утверждается, за откровенно пораженческую позицию в отношении военного конфликта с Россией. Горячие патриоты фейсбука почесывают зудящий предохранитель воображаемого цифрового автомата в готовности отправлять других в смертельный бой. Хотя министр обороны откровенно и честно описал обществу состояние вооруженных сил, предостерегая от шапкозакидательских настроений.

После пережитого на Майдане, после психологического истощения и горя, душевных травм от расстрелов 18-20 февраля психика многих украинцев с трудом справляется с новой угрозой. Дамоклов меч войны, нависший над Украиной, провоцирует людей на неадекватные реакции в ситуации, в которой ключевым требованием является предельная ясность и трезвость мышления.

Панические атаки аудитории соседствуют с приступами мессианства. В итоге получается совершенно неадекватное восприятие сложившейся ситуации. На одном полюсе лежит страх перед нападением России, на другом - уверенность в том, что Украина обязана сама начинать войсковую операцию, чтобы вернуть Крым.

Первый страх доставляет украинцам много хлопот, но, в целом, безопасен для государства.

Вторая крайность намного опаснее. Мы видим, что "резкий и решительный ответ на агрессию России" поддерживают многие деятели, которые ранее были замечены в информационных провокациях против Майдана или нагнетании истерии (например, Анатолий Гриценко или Андрей Илларионов) - что само по себе уже должно насторожить. Провокационные заявления о решительном ответе российским захватчикам находят отклик во многих сердцах. И, приходится признать, что на этом полюсе мнений у украинцев развивается новый комплекс - зеркальный российскому комплекс мессианства.

Примеряя кафтан борца с последней империей зла, следует помнить о том, что Путин - не Янукович, а Россия - не Украина

Его исток понятен. Он основывается на неверной проекции Майдана на внешнеполитические отношения. Многие трактуют агрессию Владимира Путина как некое повторение Майдана, но уже в условиях всей страны. Физически маленький Путин - это такой геополитически большой Янукович. Российские зеленые человечки, сброшенные на Крым и накопленные вдоль всей восточной границы - это такой большой "Беркут". А весь украинский народ - большой Майдан. По такой логике, к победе Украину может привести эскалация конфликта. Ведь именно после решительных действий Майдан начал побеждать. Победа эта стоила, смею напомнить, жизни более чем сотне украинцев.

Болезнь мессианства заключается в том, что часть украинцев всерьез решила, что цель нашей страны - уничтожить еще и диктатуру Путина. Что миссия Украины в этом конфликте - подорвать власть  диктатора, выполнив некую антисоветскую миссию. Примеряя на себя кафтан борца с последней империей зла, следует помнить о том, что Путин - не Янукович, а Россия - не Украина.

Не лишним будет напомнить, какой комплекс причин привел к победе Майдана. Победа общества над коррумпированным бандитским режимом была рационально предопределена. Количественное преимущество, широчайшая многомиллионная база поддержки Майдана, раскол элиты при перерастании протеста в натуральные боевые действия, наличие легитимной парламентской оппозиции. Все эти факторы привели к победе Майдана. Но в них и близко нет предпосылок военной победы Украины над Россией.

Да, скорее всего, в случае начала боевых действий путинская Россия рано или поздно падет под санкциями Запада и под гнетом внутренней нестабильности. Но стоит ли платить жизнями сотен тысяч украинцев за демократизацию России и перевоспитание ее откровенно фашиствующего люмпена?  При этом надо точно понимать, что,если Запад и подключится к войне открыто, то Украина станет ареной войны мировых держав. Кровавой ареной.

Бессменный президент Финляндии Урхо Кекконен - автор концепции финского нейтралитета и сосуществования с СССР - говорил, что финны дорого заплатили за то, что считали политику историей.

Трезвая оценка своих ресурсов и своего положения может стать первым шагом к победе новой украинской государственности. Первое: никакой войны за Крым. Второе: признание того, что Крым потерян, а возврат АРК - длительный процесс. Третье: нужна общенациональная программа по эвакуации из Крыма наших военнослужащих и всех желающих выехать граждан Украины, их обустройство на материке. Четвертое: требование к мировым державам, России и Турции по поводу гарантий прав и свобод крымским татарам. Пятое: деполитизация армии и спецслужб, искоренение пятой колонны внутри силового сообщества, скорейшая реформа этого блока при поддержке и экспертизе НАТО. Не лишним  будет восстановление системы массовой военной подготовки и разрешение на свободное владение огнестрельным оружием. Шестое: максимальная интеграция в западные системы коллективной безопасности. Нас ждут годы нестабильности, внешних провокаций и холодной войны с путинской автократией. Надо быть к ним готовыми.

Что делать Украине, если Россия решит напасть в открытую? Вероятность этого не так высока, как кажется. Впрочем, просчитать до конца адекватность Кремля пока не удалось никому. Тогда сопротивляться. Но только после того, как все мирные варианты будут исчерпаны.

Сергей Высоцкий, ЛІГАБізнесІнформ