События последних дней, а то и часов, только в очередной раз это подтверждают. Как и раньше, в Раде продолжается голосование чужими карточками, грубо нарушается регламент парламент, на руководящие должности назначают людей, не обладающих достаточными знаниями либо с плохим "бэкграундом".

Предыдущей власти это сходило с рук, и дело закончилось ее свержением. Победа Майдана, стоившая жизни и здоровья сотням граждан Украины, не может и не должна захлебнуться в болоте коррупции и беззакония.

Попытка всю вину повесить на Виктора Януковича или его семью, сделав вид, что, кроме них, более никто не причастен к сложившейся ситуации - просто недопустима.

Один из действенных инструментов оперативного очищения власти - люстрация. Опыт решения подобной задачи в Германии, Польше, Чехии, Литве, Эстонии для Украины практически неприменим. Даже пример Грузии не совсем подходит под сложившиеся условия.

В большинстве перечисленных стран, проводивших люстрацию, был вопрос об отстранении от власти лиц, сотрудничавших со спецслужбами, отстранении правящих партий и искоренении нацисткой и коммунистической символики и пропаганды.

Вопрос, который остро стоит в Украине - это недоверие общества. Украинцы уже не раз убеждались в том, что владелец значительных капиталов не должен становиться чиновником. Результатом руководства становится только рост его капиталов, за счет близости к бюджету и другим казенным активам.

В этой связи правильным будет отстранение от власти не только лиц, в той или иной мере сотрудничавших с КГБ СССР, но и лиц, которые в последние годы занимали руководящие посты в органах законодательной, исполнительной, судебной власти и правоохранительных органах.

Попытка всю вину повесить на Виктора Януковича или его семью, сделав вид, что, кроме них, более никто не причастен к сложившейся ситуации - просто недопустима
Кроме того, с целью восстановления законности и правопорядка, возможности дальнейшего развития страны, искоренения коррупции было бы абсолютно логичным не допускать к власти лиц, имевших уголовные преступления, людей, которые были народным депутатом, членом ЦИК, Высшего совета юстиции, судьей Конституционного суда, председателем или зампредседателя суда общей юрисдикции, судей, переведенных в в 2008-2014 гг. в суды Киева из Донецкой, Днепропетровской, Луганской, Херсонской, Запорожской, Харьковской, Полтавской, Николаевской, Одесской областей, Крыма и Севастополя, членов Высшей квалификационной комиссии судей. Нынешних и бывших руководителей и заместителей руководителей министерств, центральных органов исполнительной власти, а также их ведомств и управлений и других подразделений, руководителей и заместителей руководителя областного, городского, районного отдела МВД, людей, входивших в состав аппарата СНБО, работавших на руководящей должности выше начальника отдела в Администрации президента. Всех, кто был генпрокурором или его заместителем, прокурором или заместителем прокурора области, Киева, Севастополя, Автономной республики Крым. Прокурором или заместителем прокурора Днепровской экологической прокуратуры, прокурором или заместителем прокурора Южного, Западного, Центрального и Крымского регионов Украины по надзору за соблюдением законов в военной сфере.

Люстрация ограничивает существующие конституционные права и свободы граждан, однако само понятие люстрации без этого не возможно.

При этом процедура люстрации должна быть максимально простой - либо подача чиновником заявления об отставке, либо автоматическое отстранение его от должности. И обязательно - с внесением фамилии в специально созданный реестр Министерства юстиции, чтобы не допустить назначения в будущем.

В дальнейшем - принять еще целый ряд законов и нормативных актов, вносящих изменения в Конституцию Украины, трудовое законодательство, законодательство о судоустройстве и статусе судей, законы о прокуратуре, милиции, СБУ и т.д.

Люди, которые потеряют возможность навсегда попасть во власть, но захотят помочь своим опытом и силами в становлении новой страны, всегда могут передать свой опыт новому поколению политиков, судей, правоохранителей. Было бы желание работать, а не воровать.

Ростислав Кравец, старший партнер
Адвокатской компании Кравец и партнеры