Правовая природа защиты прав и свобод человека и гражданина на оккупированной территории Автономной республики Крым урегулирована в Законе Украины «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовой режим на временно оккупированной территории».

Данным законом:

  • установлена обязанность Украины осуществлять все необходимые меры для гарантирования прав и свобод людей на оккупированной территории;
  • возложена ответственность на государство-оккупанта – Российскую Федерацию;
  • установлена обязанность возмещения материального и морального вреда, причиненной временной оккупацией по отношению к любым из лиц – на Российскую Федерацию.

Следует отметить, что Украина, приняв этот Закон, предприняла необходимые меры для урегулирования целого ряда важных проблемных вопросов для лиц, проживающих или имеющих в собственности недвижимость на оккупированной территории, в том числе обеспечение права собственности на недвижимость, получения гражданства, оформления наследства, получения образования, пенсий и социального обеспечения и т. п. Урегулирован и вопрос расследования уголовных преступлений, совершенных на оккупированной территории, компетентными правоохранительными органами и судами Украины.

Расследование преступлений, совершенных на оккупированных территориях

В процессе расследования таких преступлений правоохранительные органы объективно сталкиваются со сложностями, связанными с оккупацией. К примеру, отсутствие возможности изучения места преступления, проведения допроса подозреваемых лиц, проведения различных экспертиз.

Для того, чтобы обеспечить расследование преступлений, Законом предусмотрена возможность осуществления связей и взаимодействия органов государственной власти Украины и их должностных лиц с незаконно созданными органами на временно оккупированной территории с целью защиты прав и свобод граждан Украины.

Следует понимать, что сам по себе любой документ, выданный незаконно созданными органами на оккупированных территориях, по законодательству Украины, является недействительным и не создает правовых оснований для влияния на процесс доказывания причастия виновных к составу того или иного преступления. Поэтому на практике для подтверждения каких-либо фактов, указанных в документах, выданных незаконно созданными органами на оккупированной территории, необходимо подтверждение – так называемая «легализация» доказательств действующими органами власти Украины. В случае расследования уголовных производств, факты, установленные в документах органов оккупационной власти, могут быть подтверждены и зафиксированы компетентными правоохранительными органами или судом в порядке, установленном законодательством.

В принципе, международным законодательством урегулирован также вопрос обеспечения поддержания общественного порядка и безопасности лиц, находящихся на оккупированной территории, а также поиска преступников.

Так, согласно Конвенции о законах и обычаях войны на суше от 14 декабря 1974 года и приложения к ней, а именно: «Положение о законах и обычаях войны на суше» – страна-оккупант (в данном случае Российская Федерация) обязана принять меры к обеспечению общественного порядка и безопасности, соблюдение существующих норм закона. Участником данной Конвенции, а также целого ряда других международных договоров являются как Украина, так и Российская Федерация.

Страна-оккупант обязана обеспечить безопасность населения на оккупированной ею территории

Таким образом, именно Российская Федерация как страна-оккупант обязана обеспечить безопасность населения, выявлять и задерживать преступников на оккупированной ею территории. При этом Украина как страна-участница Конвенции и других Международных договоров не лишена возможности требовать от Российской Федерации выполнения взятых на себя международных обязательств, а также инициировать вопросы привлечения страны-оккупанта к ответственности за их нарушения.

Конечно же, существующий механизм правового регулирования вопросов, связанных с оккупацией территории, не является идеальным, но он есть и его необходимо использовать и улучшать.

Возможным ориентиром в процессе улучшения эффективности защиты прав граждан, могут служить «Намибийские исключения» («Namibia exception»), сформулированные в 1971 году Международным судом, согласно которым документы, выданные оккупационными властями, должны признаваться, если их непризнание влечет за собой серьезные нарушения или ограничения прав граждан.

В Информационном письме от 11.04.2017 г. № 9-697/0/4-17 ВССУ указал, что с учетом практики Европейского суда по правам человека по делам против Турции (в частности, «Loizidou vs Turkey», «Cyprus vs Turkey»), а также Молдовы и России (в частности, «Mozer vs the Republic of Moldova and Russia», «Ilascu and Others vs Moldova and Russia») документы, выданные органами и учреждениями (в частности, медицинскими учреждениями), находящихся на временно оккупированной территории Украины, определенной ВР Украины, в качестве исключения, могут приниматься во внимание судом и оцениваться вместе с другими доказательствам и в их совокупности и взаимосвязи при рассмотрении об установлении факта рождения или смерти лица на временно оккупированной территории Украины.

Суды Украины, при рассмотрении дел, связанных с временно оккупированными территориями Украины, начали применять «Намибийские исключения», еще с 2015 года, однако их отражение нашло себя, в основном, в гражданских правоотношениях – при установлении фактов смерти, регистрации рождения ребёнка. Тем не менее, полагаю, что эту международную позицию, по отношению к Украине, необходимо было бы использовать в более широком контексте и применять также при установлении компетентным органом страны любых фактов, с целью обеспечения национальных интересов Украины и защиты прав и свобод ее граждан.

Можно формировать множество представлений о соблюдении каких-либо новых векторов в законотворческом поле Украины, но в условиях невыполнения норм международного права агрессором, их эффективности на деле, мы вряд ли увидим.

Первым шагом на пути обеспечения правосудия и защиты прав граждан Украины на оккупированных территориях должен стать эффективный и легальный механизм использования доказательной базы и материалов (в т. ч. процессуальных документов), всеми органами исполнительной и судебной власти Украины, а также органов юстиции, – по аналогии с «Намибийскими исключениями», - в столь трудное для страны время.