Самоотверженные попытки Петра Порошенко изменить законодательство о прокуратуре с тем, чтобы посадить в главное прокурорское кресло своего соратника - Юрия Луценко, показали ряд не самых приятных для лидера государства и его ближайшего окружения моментов. 

Во-первых, парламентской коалиции все еще не существует. Хотя на бумаге две фракции способны принимать любые решения, однако реально это большинство настолько шатко, что даже отдельные депутаты правящих фракций не голосуют за принципиальные законодательные акты. Соответственно, любое решение проходит со скрипом, и может быть заблокировано простым отслеживанием кнопкодавства. Пока что проблему решают, но в отдаленной перспективе все это может иметь негативные последствия для конфигурации власти.

Соответственно, во-вторых, это делает президента все более зависимым от ручных депутатов некоторых наиболее влиятельных олигархов. В частности, того же Игоря Коломойского, у которого в наличии достаточное количество парламентских штыков.  Не вызывает особых сомнений, что наиболее важные для президента решения все же будут приниматься. Однако, очевидно, отнюдь не бесплатно. И цена может возрастать со временем. Естественно, не прямая денежная, но в виде должностей и влияния на финансовые потоки. Очевидно, нас ожидает ренессанс олигархической модели управления страной, которая всем прекрасно известна еще со времен президентства Леонида Кучмы.

В-третьих, отчаянные попытки назначения именно Луценко (даже путем крайне сомнительных манипуляций с законодательством) показывают в очередной раз, насколько короткая скамейка запасных у президента Порошенко, и то, что расширять ее никто не собирается. Есть узкий круг людей, которым Порошенко доверяет, и которых будет в дальнейшем продвигать на наиболее ответственные посты, не зависимо от их квалификации и способностей. Потому Геннадий Москаль путешествует по стране, прикрывая наиболее проблемные области. Павел Жебривский осваивает незнакомую ему ранее Донеччину, а Юрий Луценко должен отправляться в чуждую структуру Генпрокуратуры. Просто потому, что людей, которых Порошенко знает лично, и которые способны выполнять административную работу очень мало, а брать кадры со стороны президент не желает, делая исключения только для иноземных "варягов". Очевидно, связано это с общей подозрительностью президента и нежеланием создавать для себя потенциальных конкурентов.

"Закон Луценко" показал, что политическая элита все так же рассматривает нормы права как инструмент утверждения собственной власти и решения тактических задач, но не как правила игры в государстве

В перспективе все это может иметь не самые лучшие последствия для страны, поскольку, тасуя и перебирая одних и тех же людей, невозможно обеспечить стабильное и профессиональное управление ключевыми отраслями и направлениями.

В-четвертных, методы управления государством у новой "европейской" власти ничем принципиально не отличаются от предшественников. Для Януковича закон был дышлом, но и для Порошенко его статус ничуть не изменился. "Закон о Луценко" демонстрирует, что политическая элита все так же рассматривает нормы права как инструмент утверждения собственной власти, решения тактических задач, но не как некие правила игры в государстве. Сама идея о каких-то правилах все так же отсутствует в мышлении лидеров украинского государства, что не позволяет говорить о стабилизации политической системы. Сейчас нужно ближайшего к президенту человека сделать генпрокурором - напишем под него закон. Завтра будет нужен на этом посту кто-то другой, и закон будет выписан, исходя из потребностей этого другого.

В-пятых, все это показывает отсутствие намека на стратегию в развитии государства у первых лиц, поскольку совершенно непонятно, зачем, если исходить из каких-то стратегических задач, именно Юрий Витальевич и именно сейчас нужен в кресле главного прокурора. Нужен человек со стороны, чтобы реформировать ведомство? Тогда, почему его не назначили сразу? Зачем нужно было тянуть с отставкой Виктора Шокина? Или просто нужно заткнуть образовавшуюся дыру? А если так, то, выходит, никакой системной государственной политики в стране нет и быть не может, а любые действия - это лишь реакция на происходящее?

При этом, нельзя не признать, что для самого Порошенко ситуация может выглядеть неплохо. Стратегия "расползания" собственной власти работает, и через два года после Майдана он приблизился к объему реальной политической власти, сопоставимой с властью своего предшественника - Виктора Януковича.

И это при том, что формально у нас сохраняется парламентарно-президентская форма правления, однако реально законодательный орган более-менее контролируется Администрацией президента, ближайший соратник президента - премьер-министр, люди, которым доверяет президент, руководят всеми ключевыми направлениями в государстве. Фактически, во всем механизме власти не осталось ни одного направления, которое бы прямо или косвенно не контролировалось президентом.

Но сейчас все это выглядит как "карточный домик", поскольку возможности для кадровых маневров у Банковой  ограничены. При том, что все прекрасно понимают степень влияния президента на ситуацию в большинстве сфер госуправления. Следовательно, весь негатив будет, в конечном счете, оседать на и без того небезупречном имидже главы государства.

Соответственно, каждая следующая карта, положенная в архитектуру этого домика, рискует его обрушить неожиданно и резко.

Читайте также: Луценко назначен генпрокурором
Петр Олещук, политолог
Подписывайтесь на аккаунт ЛІГА.net в Twitter и Facebook: в одной ленте - все, что стоит знать о политике, экономике, бизнесе и финансах.