Можно только представить себе, что ощущает новый украинский президент Петр Порошенко после победы в первом туре выборов. С одной стороны - успех, о котором ему еще несколько месяцев назад трудно было не только мечтать, но даже просто задумываться. С другой - уровень ожиданий относительно действий нового главы государства изначально завышен, а вызовы слишком велики. И поэтому каждый месяц пребывания Порошенко на посту президента Украины будет идти за год.

Порошенко необходимо вернуть в страну утраченную стабильность. Именно с мыслями о стабильности большая часть избирателей отдавала ему свои голоса, и именно о стабильности говорил сам претендент, когда призывал завершить выборы в один тур. Между тем, возврат стабильности зависит вовсе не от одного Порошенко. А вернее, вовсе не от него.

Стабильность - это, прежде всего, прекращение дестабилизации украинского юго-востока российскими диверсантами и наемниками. А для Кремля совершенно принципиальным является показать, что после президентских выборов в Украине мало что изменилось. Даже если в Москве и сочтут возможным признать легитимность нового главы Украинского государства и начнут с ним разговаривать, это еще не означает, что заброска наемников и поставки оружия сепаратистам прекратятся. Напротив, в российской столице могут решить, что дестабилизация может стать дополнительным козырем на переговорах с Порошенко - вот видите, Петр Алексеевич, за вас не голосовали на юго-востоке, и там по-прежнему немало сторонников единения с Россией. И станут специально поощрять разнообразных губаревых и пушилиных.

Результаты президентских выборов продемонстрировали, что послереволюционный парламент может стать легкой добычей популистов и авантюристов всех мастей. От этого не уберегает никакая демократическая революция. В России после октября 1993 года на первых выборах в Думу по партийным спискам победил вовсе не "Выбор России" Егора Гайдара, а ЛДПР зловещего клоуна Жириновского

Стабильность - это решение крымской проблемы. Но в Москве пока никто вообще не собирается об этом разговаривать с Украиной. Более того, в окружении Владимира Путина свято уверены, что спустя еще несколько месяцев и в Киеве, и в европейских столицах будут вынуждены согласиться с российской принадлежностью Крыма как со свершившимся фактом. Посмотреть в лицо реальности для российского политического истеблишмента - равносильно измене. Если в Москве и будут разговаривать с Порошенко о Крыме, то только о признании полуострова российским.

Стабильность - это выход из экономического кризиса, в который страна попала благодаря системному воровству семейства Януковичей и некомпетентности правительства Азарова-Арбузова. Но для того чтобы выйти из кризиса и запустить рост экономики, необходимо провести целую серию реформ, которые могут оказаться болезненными для общества. И тут уже выбор для нового президента - либо он прикроет правительство своим авторитетом (но и будет терять популярность вместе с ним), либо он предпочтет отмежеваться от Кабинета министров и поиграет в народного заступника, при отсутствии денег и ресурсов для популизма. И тот, и другой вариант стабильности и популярности главе государства не добавит.

Стабильность - это деолигархизация экономики. Если на экономику страны будут по-прежнему оказывать решающее влияние олигархи, она никогда не воскреснет. Реальная экономика - это экономика равных шансов, а не доступа к бюджету и преференций для своих. Но, с другой стороны, от олигархов зависит сохранение стабильности на востоке - если не от Ахметова и Таруты, то уж от Коломойского наверняка. Пока неясно, насколько Порошенко будет готов к конфронтации с недавними союзниками, явно заинтересованными в его победе на выборах главы государства.

Стабильность - это перемены во власти. И, очевидно, внеочередные парламентские выборы, которые уже обещаны новым президентом и которые действительно могут быть назначены - ну хотя бы, если будет решено, что в действующей Верховной Раде нет коалиции. Но, с другой стороны, результаты президентских выборов точно продемонстрировали, что послереволюционный парламент может стать легкой добычей популистов и авантюристов всех мастей. От этого не уберегает никакая демократическая революция. В России после октября 1993 года на первых выборах в Думу по партийным спискам победил вовсе не "Выбор России" Егора Гайдара, а ЛДПР зловещего клоуна Жириновского. Слова "Россия, ты одурела?", ставшие предчувствием деградации российской демократии, были произнесены Юрием Карякиным именно тогда. Никто не гарантирует, что что-то подобное мы не услышим после внеочередных парламентских выборов в Украине. А учитывая то, что наша страна еще и парламентско-президентская республика, главе государства с такой Верховной Радой будет очень непросто.

Стабильность - это децентрализация, о которой в последнее время не говорит только ленивый. Но не исключено, что в нынешних условиях передача власти в регионы только усилит возможности Москвы по разрушению украинской государственности. И честно выбранные населением губернаторы и областные советы окажутся легитимным средоточием антигосударственной деятельности.

Наконец, стабильность - это европейская интеграция, с отказа от которой, собственно, и начался Майдан. Сомнений в том, что соглашение об ассоциации будет новым президентом подписано, у меня нет. Но есть сомнение относительно того, что ассоциация с ЕС даст быстрый результат. Более того, после ее подписания многим нашим согражданам предстоит убедиться, что мы не вступили в ЕС, и впереди - годы тяжелой работы. И отнюдь не каждый к ней готов. Но зато этот не каждый будет винить в том, что результатов от "вступления в Европу" нет, именно действующего президента. Вот, Янукович же предупреждал…

Словом, для того чтобы не оказаться в роли главного разочарования Майдана и Украины, Петру Порошенко придется вспомнить, как в схожей ситуации действовал другой победитель первого тура выборов президента Украины - Леонид Кравчук. Он ходил, как говорится, "между капельками". Порошенко предстоит именно такое нелегкое путешествие.

Виталий Портников, журналист