Злые языки говорят, что после назначения Владимира Рыбака спикером Верховной Рады Владимир Литвин, заполнявший собой кресло главы парламента до прихода умудренного сединами регионала, питал некоторые иллюзии относительно своей дальнейшей судьбы. В личных разговорах он робко предполагал, что уже к весне Банковая поймет, простит и обнимет. Наверняка после 29 января мечты Владимира Михайловича канули в Лету.  Даже вечно готовому Литвину не снились высоты административной услужливости, продемонстрированные Рыбаком. Напомним, вопреки регламенту, Конституции и здравому смыслу, он отказался созывать внеочередную сессию Рады, несмотря на наличие 158 подписей депутатов от оппозиции. Мотивировалось это тем, что сам спикер и некоторые отдельно взятые депутаты-регионалы озаботились подлинностью оппозиционных подписей. И, мол, решили что аппарату Рады надо все перепроверить. А поскольку такая вещь, как принудительная проверка подписей, в регламенте парламента не прописана, было отдано сомнительное распоряжение спикера. 158 подписей - это много. Очень много. Так много, что сверять их можно неделю, две, а то и полгода. Особенно, если сверяешь ты их в серой нормативной зоне, не урегулированной ни одним законодательным актом. Наверняка Литвин, удовлетворявший запросы властей в рамках регламента, сильно удивился тому, с какой очаровательной прямолинейностью парламент "покращив" бело-голубой спикер. И понял, что с такими талантливыми людьми ему не по дороге.
Умножая на ноль Конституцию и требования этих 158 оппозиционных лохов стоит задуматься - хватит ли ресурсов для того, чтобы выстроить настоящую полноценную диктатуру
Оппозиция тем временем собралась в Раде. Статус этого мероприятия неясен, но знатоки говорят, что это - совместное заседание фракций в сессионном зале. Рассуждать о логике происходящего бессмысленно. Такое впечатление, что в своих действиях, начиная примерно с харьковских соглашений, украинская власть руководствуется не логикой, а любовью к искусству. Потому что внеочередная сессия Рады, на которой присутствовали бы все те же 158 депутатов, ни к чему бы не привела. Даже если бы они приняли постановление о вызове в парламент генпрокурора или инициировали специальную следственную комиссию, проблем для властей не возникло бы. ГПУ постановление проигнорировала бы,  о деятельности комиссии все забыли бы уже через сутки. В общем, все это не повод подставляться и нарушать свою же, восстановленную в 2010 году,  Конституцию.

Выбранные новым спикером методы управления парламентом поднимают вопрос о том, можно ли продолжать считать столичное учреждение по адресу ул.Грушевского, 5  парламентом? Считать орган, в котором постоянно творятся правонарушения (с личным голосованием, правами оппозиции, регламентом заседаний) законотворческим уже невозможно. Решение Рыбака о внеочередной сессии и проверке подписей - это иллюстрация полной и окончательной деградации самого понятия законности. Если сегодня можно, вопреки Конституции, игнорировать подписи депутатов, почему завтра вообще надо считать, что они за что-то голосуют? Можно не признать голоса оппозиции на основании, например,  отсутствия медицинской справки о наличии у голосующих пальцев рук. Без пальцев ведь не проголосуешь, так? Или издать постановление о передаче функции законотворчества президенту на время парламентских каникул. Полный бред? Еще несколько лет назад полным бредом посчитали бы отказ созыва внеочередной сессии. Полным бредом казалась посадка Юлии Тимошенко. Да и в приход к власти Виктора Януковича многим верилось с трудом.

За прошедшие пару лет много было сказано о возврате страны в лихие 90-е. Однако по-настоящему это стало ощущаться именно сейчас. Возвращаются времена беззакония, подавляющего господства неформальных институтов над формальными, неписаных законов над писаными. Вместо бандитов - силовики. Вот и вся разница.

Подобная система общественных отношений  может быть очень устойчивой. Если конструктор уверен в своей силе до конца. Готовность к запредельному - вот что определяет живучесть системы. Если сегодня запрещать оппозиции заседать на сессии в парламенте, завтра она может додуматься, что заседать на крыльце Межигорья эффективнее. Тогда послезавтра надо быть готовым согнать ее с этого крыльца дубинками. Сегодня можно давать силовикам и прокурорам полномочия опричнины и мандат на кормление. Но завтра надо быть готовым к тому, что их начнут убивать, поскольку услуги киллера и оружие станут дешевле взяток. Сжимая пружину, стоит помнить о том, что основная часть усилий будет затрачена не на сжатие, а на удержание пружины в сжатом состоянии. Поэтому умножая на ноль Конституцию и требования этих 158 оппозиционных лохов,  стоит задуматься - хватит ли ресурсов для того, чтобы выстроить настоящую полноценную диктатуру. Возможно, думать уже поздно. Слишком много всего сделано для отката назад. А это значит, что выбора у них уже нет. Нет его, соответственно, и у нас.

Сергей Высоцкий, ЛІГАБізнесІнформ