25-летний украинец Игорь Дербин погиб на ступенях Верховной Рады Украины. Нелепо. Ужасно. И глупо. От гранаты, брошенной ему под ноги другим украинцем, воевавшим в АТО.

Игорь стал не просто первым гражданином, погибшим при таких обстоятельствах на пороге такого нелюбимого гражданами здания под куполом. И, надеюсь, он не станет первой жертвой настоящей, а не придуманной  Кремлем гражданской войны. Нацгвардеец Дербин стал первой осязаемой и кровоточащей жертвой украинского политического стиля. Экзальтированной ненависти, пропитавшей сам гранит украинского парламента.

Ненависть и экзальтация. Экзальтация и ненависть. Вот несколько особенностей, которые всегда определяли украинскую политическую риторику. Создать образ вымышленного врага, заставить свой сегмент электората поверить в него и победить супостата в джинсовом телесюжете вечерних новостей или у Шустера, вечно готового подставить свое телевизионное плечо.

Традиция эта уходила корнями к концепциям залетных российских технологов. Различных адептов НЛП, школ агрессивного маркетинга и прочих концепций с хорошими бюджетами. Со временем вызвать эмоциональный отклик стало намного более выигрышной стратегией, чем апеллировать к разуму. Тем более на фоне присущей украинской политики игры в имитацию. Имитацию принципов, имитацию взглядов и идей. Самой простой стратегией стала невротизация народа . Громкий крик, мужественный взор и грудь колесом. Шаблонные и разжеванные до состояния грудничкового питания лозунги.

Разводить людей таким образом можно было бы вечно, если бы в мире не существовало эволюции. В том числе и социальной. Майдан поставил перед политиками широкую повестку модернизации страны. Агрессия России впервые задала реальные вызовы нашей государственности. Исключив тем самым игру в имитацию. Поэтому для физического выживания политикам пришлось начать реализацию реальных, а не имитационных стратегий. Иными словами, к нам в гости постучалась реальная государственная жизнь. Здание старого политического театра обрушилось под тяготами войны.

Однако, судя по происходящему накануне очередных выборов, эти перемены осознали не все участники процесса. Ведь дело в тот роковой день 31 августа было вовсе не в Конституции.

Сознательно не хочу говорить о сути именно конституционной дилеммы, и о том, почему сейчас эти изменения нужны. Признаю право своих коллег иметь отличную точку зрения и не претендую на истину в последней инстанции. Важно ведь другое. Вся эта конфронтация под парламентом с самого начала предполагала эскалацию, направленную на разобщение и невротизацию общества. Много уже сказано о том, что срыва голосования не было и что события как внутри, так и снаружи Рады были направлены на привычную имитацию, не предполагающую последствий - никаких, кроме героической телеборьбы с телезрадой. Ведь еще утром 31 августа было ясно, что пройдя первое чтение, ко второму "минская Конституция" пока не набирает 300 голосов. Но нет, накануне выборов важно ведь было показать нервному и эмоционально уставшему народу свою принципиальность по телевизору. Три процента роста рейтинга - это ведь так важно.

Похоже, что граната не была заранее продуманным планом Кремля. Просто доверявший своим партийным лидерам боец АТО оказался не знаком с политическим бизнес-планом на этот день

На улице эта привычная имитация столкнулась с новыми реалиями и быстро превратилась в побоище. Похоже, что граната не была заранее продуманным планом Кремля. Просто доверявший своим партийным лидерам боец АТО оказался не знаком с политическим бизнес-планом на этот день. Зато оказался хорошо осведомлен о времени срабатывания замедлителя и траекторией полета боевой гранаты. Ведь если в парламенте сидят агенты Кремля, то почему в них нельзя бросить гранату?

Поздравляю, коллеги - ваш привычный политический bullshit впервые в истории Украины убил трех человек и ранил более 120. И сломал судьбы еще десяткам людей.

Пора взрослеть. Нет никакой однозначной зрады или перемоги. Есть сложные тактики и сложные стратегии. Которые могут быть не успешными или успешными. Есть сложные люди и сложные мотивации, не сводящиеся к показному патриотизму или "договорняку с Кремлем". Есть дискуссия о курсе государства, которая должна не разъединять, а объединять. Четкий водораздел один - между политиками, которые думают исключительно о себе и теми, кто хоть как-то соотносит себя с Украиной. При этом чаще всего первые отличаются повышенной экзальтацией и крикливостью, совершенно не осознавая грань, за которой они сами начинают соучаствовать разрушению страны. И совершенно не понимая к чему их безответственность и пустословье может привести в нынешних, новых, гораздо более тяжелых реалиях.

Безответственность и глупая поза погубят страну быстрее российских танков. Для выживания Украине необходима не только новая боеспособная армия и реформы. Но и политики, которым личная корысть не застилает государство.  

Сергей Высоцкий, народный депутат Украины