Прошло уже больше года с тех пор, как народные депутаты нечаянно упразднили Налоговую милицию, - однако она до сих пор работает, а вот новая единая аналитическая служба по расследованию финансовых преступлений существует только на бумаге.

Несмотря на то, что с тех пор налоговая милиция работает де юре вне правового поля, парламентарии не торопятся окончательно завершить процесс ее ликвидации и создания принципиально новой службы. Не ускоряют народных депутатов даже обещания президента и премьера раз и навсегда положить конец "репрессиям" против частного бизнеса со стороны силовых структур, не говоря уже о многочисленных заявлениях самих предпринимателей о необходимости проведения срочной реформы в этой сфере.

Более года сами налоговики находятся в подвешенном состоянии: с одной стороны, в принятом Радой законе четко прописано, что налоговая милиция перестает существовать с 1 января 2017 года. С другой - действующими до сих пор остаются ряд нормативно-правовых актов, которые все еще регулируют работу Налоговой милиции.

Такая ситуация устраивает часть стейкхолдеров - сохранение полуликвидированного органа оставляет им много коррупционных возможностей, достаточно возможностей тем или иным образом давить на бизнес, для "серого" бизнеса ("крышевания" схем по минимизации налогов и т.д.) - поэтому и процесс создания нового органа идет очень медленно.

Как все начиналось?

История реформирования налоговой милиции, или, если быть более точным - попыткой ее заменить, начинается еще задолго до роковой ошибки депутатов. В марте 2016 группа народных депутатов зарегистрировала законопроект №4228 «О финансовой полиции», - это был первый документ, предусматривающий создание новой службы вместо тогдашней налоговой. Уже в следующем году специалисты Министерства финансов взяли за основу этот проект, доработали его в рабочей группе с участием независимых экспертов и представителей бизнеса, и этот обновленный проект «О службе финансовых расследований» был принят Кабинетом министров весной 2017 года.

Казалась, что этот проект должен решить вопрос о замене налоговой милиции и создания единого органа по расследованию финансовых преступлений. Правительство его одобрило, а эксперты и бизнес-ассоциации поддержали его с определенными оговорками. Однако после утверждения проекта на заседании Кабинета министров его направили не для регистрации в Верховную Раду, а на заседание совещательного органа при президенте Украины - Национальный совет реформ. Секретариат Нацсовета предложил ряд замечаний и предложений, проект с ними вернули на доработку в Кабмин, где он с тех пор и пылится.

Вскоре свое видение нового органа (проект закона №8157 «О Национальном бюро финансовой безопасности», НБФБ) предоставил авторский коллектив под руководством Нины Южаниной, главы парламентского Комитета по вопросам налоговой и таможенной политики. Это произошло после того, как президент дал поручение решить вопрос с налоговой милицией.

Авторы документа утверждают, что НБФБ станет единственным органом, который будет расследовать экономические преступления, и обеспечит прорыв в улучшении инвестиционного климата.

Однако соглашаются с этим мнением далеко не все.

Что не так?

Представители бизнеса и эксперты проанализировали законопроект №8157 и выяснили, что помимо прогрессивных норм в негол заложено и немало угроз. Одна из главных - то, что проект все-таки оставляет возможность дублирования полномочий различных органов по расследованию финансовых преступлений. Даже если Бюро будет создано, это не помешает другим силовым органам вмешиваться в дела предпринимателей.

Более того: законопроект о НБФБ содержит опасную норму, которая ослабляет едвали ли не единственный эффективный антикоррупционный орган в Украине - Национальное антикоррупционное бюро. Проект предусматривает ограничение полномочий НАБУ по расследованию коррупционных преступлений, связанных с хищением бюджетных средств и незаконного возмещения НДС путем внесения изменений в Уголовный кодекс. Также сотрудники НБФБ, согласно проекту, получат защиту от преследования за коррупцию со стороны НАБУ, которое не будет иметь полномочий расследовать вовлеченность в коррупцию сотрудников НБФБ, - что, по мнению экспертов, недопустимо.

Среди других проблемных пунктов проекта - внесение изменений в отдельные статьи УПК Украины, предусматривающие полномочия всех органов расследования назначать проверки и ревизии, что может привести к новому витку злоупотреблений.

Кроме того, в законопроекте о НБФБ используются термины, не определенные законодательно. Это, например, «ущерб публичным финансам», «анализ структурированных и неструктурированных данных» и другие. Такая неопределенность понятий размывает границы полномочий сотрудников НБФБ и способов реализации этих полномочий. Также НБФБ предлагается разрешить открывать производство по статье «наличие аналитического продукта НБФБ». Фактически, так называемый синтезированный информационный документ (новый аналитический продукт, который может быть сформирован на основании различных статистических данных и оценок аналитиков, что может приводить к искажению информации) в этом случае станет основанием для заведения оперативно-розыскного дела.

Непонятны и нормы проекта, согласно которым в государстве создается дополнительное военизированное формирование, а работникам Бюро предоставляются специальные звания. Для среднего руководящего состава предусмотрены звания лейтенант НБФБ, старший лейтенант НБФБ, капитан НБФБ; для старшего руководящего состава - майор НБФБ, подполковник НБФБ, полковник НБФБ. Внедрение званий наподобие тех, что используются в Вооруженных Силах, других воинских формированиях и в полиции, будет препятствовать процессу комплектования органа новыми кадрами, в том числе через значительные ограничения по состоянию здоровья, а также создаст неоправданное предпочтение лицам, которые уже имеют подобные звания в связи со службой в других органах и формированиях.

Также в проекте отсутствуют какие-либо ограничения на занятие должностей "старыми кадрами" - проектом не предусмотрено ограничение на принятие в штат бывших и нынешних сотрудников ДФС, НПУ, СБУ, прокуратуры и судов.

Что делать?

Следует отметить, что проект 8157 уже не является единственным проектом, который предлагает создание НБФБ. Неделю назад, группа народных депутатов наработала и зарегистрировала альтернативный законопроект №8157-1 о НБФБ, чуть позже был зарегистрирован еще один альтернативный проект закона - №8157-2.

Итак, имеем пять законопроектов. Возможно, это окончательный список попыток законодательной и исполнительной власти урегулировать ситуацию с новым органом по расследованию финансовых преступлений.

Что же теперь? Единственное, что остается - открытое и конструктивное обсуждение с участием всех авторов законопроектов, а также экспертов и представителей бизнеса.

В будущем законе должна быть реализована концепция принципиально нового органа с новыми кадрами, единственного ведомства, уполномоченного расследовать финансовые преступления, деятельность которого действительно будет направлена ​​на защиту прав государства и частного бизнеса, а не на увеличение личного состояния определенных лиц.

Ситуация, которая сложилась с расследованием финансовых преступлений, требует быстрого и эффективного решения, которое удовлетворило бы требования экспертного сообщества и бизнеса. Надеемся, законодателям хватит толерантности и терпения, и мы через некоторое время получим качественный консолидированный документ, который будет учитывать мнения разных депутатских групп, Кабинета министров, бизнеса и гражданского общества. И бизнес, наконец, сможет дышать свободно, а не ожидать в любой момент визита многочисленных расследователей от различных органов власти.