Что приняли

Для начала - о сильных сторонах принятого закона. Их сформулировал соавтор документа, председатель парламентского комитета по борьбе с коррупцией Виктор Чумак за несколько дней до голосования. За эти изменения в антикоррупционной политике общественность боролась больше года.

Во-первых, для любого из нас становится открытым единый реестр лиц, совершивших коррупционные правонарушения. До сих пор Минюст настаивал на том, что информация в реестре - персональные данные, не подлежащие свободному использованию.

Во-вторых, декларации о доходах и имуществе чиновников появятся в свободном доступе и в полном объеме в Интернете. Почти вдвое - со 150 тыс.грн. - снижается минимальная сумма расходов, за которые они в декларациях обязаны отчитываться.

В-третьих, усиливается антикоррупционная экспертиза принимаемых властью решений. Теперь такой экспертизой проектов законов будут обязаны заниматься и профильные комитеты парламента. Пока что ее проводит только Минюст и только по проектам актов, направляемых в Кабмин. Хотя коррупция большей частью кроется именно в депутатских инициативах.

В-четвертых, в Украине появится - пусть пока слабый, но все же - механизм контроля деклараций чиновников. В органах власти будут созданы специальные подразделения по предотвращению и выявлению коррупции. Они смогут проверять чиновников на наличие конфликта интересов, а также проверять достоверность информации в поданных ими декларациях. До сих пор декларации реально никто не проверял.

Все ли учли?

К сожалению, не все. Среди остающихся нерешенными проблем - три очень важные. Во-первых, финансовый контроль над декларациями будут осуществлять фактически зависимые отделы внутреннего контроля в составе органов власти. Они не имеют ни знаний, ни реальных ресурсов на осуществление такого контроля, особенно в части проверки иностранных активов госслужащих. Кроме того, вполне вероятно, что проверять будут только декларации неугодных.

Ответственность за ложные сведения в декларации до сих пор отсутствует. А значит, чиновники и дальше будут врать

Во-вторых, ответственность за ложные сведения в декларации до сих пор отсутствует. А значит, чиновники и дальше будут врать.

В-третьих, никак не урегулирован вопрос общественной антикоррупционной экспертизы. По опыту знаем, что в 70% случаев коррупцию в законопроектах находят именно общественные активисты и журналисты. Однако до сих пор нет ни порядка содействия органами власти в проведении общественной антикорррупционной экспертизы, ни процедуры учета результатов.

При чем тут общественность

Принятие закона - это прямая заслуга гражданского общества. В течение года парламентариев к пониманию проблемы готовили Transparency International Украина и Коалиция в поддержку инициативы Партнерство Открытое правительство. В сотрудничестве с нардепами фактически писали текст законопроекта. Евросоюз и другие международные партнеры фактически вынудили Верховную Раду взяться за этот законопроект. Движение Честно следило, чтобы депутаты проголосовали лично.

И вот он - результат. Теперь все в руках президента Виктора Януковича - он может или подписать закон, или отправить его на переголосование с собственными замечаниями. Теперь важно обеспечить эту подпись президента.

Что дальше

А дальше мы начинаем кропотливую работу - нужно заставить власть выполнить закон.

Органы власти должны создать специальные разделы с декларациями на своих веб-сайтах. Минюст - открыть доступ к реестру коррупционеров. Парламентский антикоррупционный комитет - создать действенный общественный экспертный совет, который и возьмется за антикоррупционную экспертизу. Нацагентство государственной службы - разработать инструкции по выявлению конфликта интересов и организации финконтроля по декларациям.

А общественным активистам надо воспользоваться всеми новыми возможностями. Работы предстоит еще больше, чем до принятия закона. И этой работы хватит для всех желающих.

Алексей Хмара, исполнительный директор
Transparency International Украина