Демарш президентов дюжины государств, которые отказались участвовать в 18-м саммите лидеров стран Центральной и Восточной Европы в Ялте, звучащие из европейских стран призывы бойкотировать украинскую часть Евро-2012, очевидный простой с подписанием договора об ассоциации Украины с ЕС. Все это свидетельствует о системном кризисе, в котором оказались украино-европейские отношения.

Но самое интересное в этой ситуации - это позиция Российской Федерации, которую успели сформулировать и премьер, и президент. Так, Дмитрий Медведев усомнился в справедливости приговора Юлии Тимошенко. А Владимир Путин предложил лечить украинского экс-премьера в России.

Тем самым Россия, фактически, повторяет представителей Европы, но делает это точечно, в зависимости от ситуации. Тем самым она показывает, что является самостоятельной стороной конфликта, и демонстрирует, что украинской власти на международной арене надеяться особо не на кого.

То есть кризис украино-европейских отношений, достигший горячей фазы, имеет и явную теневую третью сторону. И Россия имеет шансы реализовать собственные цели в отношении Украины. Задачи эти просты: принудить украинскую власть вступить на общих основаниях в новые структуры на постсоветском пространстве, показав россиянам очередную геополитическую победу Путина; закрепить интеграцию, сделав ее необратимой.

Для этого нужно, чтобы Украина, наконец, решительно отбросила попытки демонстрировать многовекторность. Или более того - демонстрировать прозападность. Это можно сделать, если украинская сторона поймет, что на европейском направлении шансов у нее не осталось. Поэтому международная изоляция Украины очень выгодна Кремлю, поскольку он сможет предложить альтернативу - Евразийский Союз. Сейчас в него входят Россия, Беларусь и Кахахстан, кандидаты на вступление - Киргизия и Таджикистан.

Развитие ситуации с евроизоляцией Украины, играющей на руку Кремлю, осуществляется усилиями стран ЕС. Россия реализует свои цели безболезненно для себя и чужими руками
В этом плане скандал вокруг условий содержания Тимошенко в колонии напоминает ситуацию с разгоном митингов оппозиции в Минске в 2010 году. Накануне выборов белорусский президент Александр Лукашенко пытался заигрывать с Евросоюзом, ища в его лице поддержку против давления России. Однако преследование оппозиционеров похоронило все надежды. Европа прервала отношения с белорусской властью, и Лукашенко не осталось иных вариантов, кроме как участвовать в интеграционном проекте Кремля.

Ситуация с международным положением Украины напоминает белорусскую. Алгоритм ее развития следующий: 1) попытки найти в ЕС противовес Кремлю; 2) скандальная ситуация, вызвавшая недовольство в Европе; 3) международная изоляция на западном направлении; 4) включение в российский геополитический проект.

Беларусь уже влилась в объединение на евразийском пространстве. Украинская власть до недавних пор сохраняла иллюзию многовекторности, а также активно пыталась использовать в собственных интересах тему договора об ассоциации с ЕС.

Самое важный нюанс: общее развитие ситуации с евроизоляцией Украины, играющей на руку Кремлю, осуществляется усилиями стран ЕС. Именно Европа отвечает сейчас за главный фронт борьбы за интеграцию Украины в состав Евразийского Союза. Россия реализует свои цели безболезненно для себя и чужими руками. Вместо того, чтобы принуждать Украину к объединению, она оказывается в роли единственной надежды на спасение.

До сих пор непонятно, кто именно в Украине был инициатором начала уголовного преследования Тимошенко. Но ясно, что инициаторы посадки бывшего премьера объективно (вольно или нет) сыграли на руку России.

Если в начале президентской каденции у Виктора Януковича были разные варианты для осуществления внешней политики, то сейчас горизонт стремительно сужается, оставляя единственный ключевой вектор - Россию. Там вполне могут закрыть глаза на различные шалости украинской власти - но только после того, как получат гарантии лояльности.

Фактически, ситуация развивается так, что Кремлю уже ничего и не нужно делать. Все будет сделано руками украинской власти и европейских чиновников. Последние будут требовать освобождения Тимошенко. Украинская власть эти требования будет игнорировать. Ведь ее популярность и легитимность стремительно падает, потому она не может себе позволить продемонстрировать еще и слабость. Так что, окончательная заморозка отношений с Европой выглядит более чем реальной уже в самое ближайшее время.

Российская же власть продолжит делать точечные заявления, ожидая, когда же украинская сторона сама постучится в двери Евразийского Союза, одним из основных идеологов которого выступает старый-новый президент РФ Путин.

Петр Олещук, политолог