Еще несколько лет назад казалось, что Украине никогда по-настоящему не определиться со своими внешнеполитическими приоритетами - а значит, и с выбором курса дальнейшего развития страны. Часть населения - в основном жители центральных и западных областей государства - были настроены на европейскую интеграцию, скорее даже "прочь от Москвы". Другая часть - жители востока и юга - к этой Москве как раз стремились, и каждый новый интеграционный проект, придумываемый в России, пусть даже  карикатурный, вызывал у них нескрываемый энтузиазм. У каждой из частей были свои собственные политические силы, выражавшие их интересы. И если на западе и в центре, как это обычно бывает в европейски ориентированных (пусть условно) регионах, сложился конгломерат политических сил, то на востоке и юге, как это обычно и бывает в регионах, ориентированных на Москву, сформировалась своя Единая Россия, великая и могучая. Почти КПСС, да еще и с авторитарным лидером, коего КПСС как раз и не хватало для удержания власти в бурном 1991-м. Приход этой силы - Партии регионов - к власти не обещал для европейской интеграции ничего хорошего, единственное, что оставалось оппозиции - так это оттаскивать страну от продвижения в советское прошлое. Что не так уж хорошо получалось, судя по ратификации пресловутых Харьковских соглашений.

Но произошло чудо. Вернее не так - Москва повела себя как обычно. Думаю, ни для кого не секрет, что в 1991 году украинские коммунисты, вовсе не бывшие, в отличие от однопартийцев  в других республиках, суверен-коммунистами, а являвшиеся самыми что ни на есть империалистами и шовинистами - в России таких поискать! - проголосовали за независимость нашей страны вовсе не потому, что вдруг прозрели. Они испугались. И даже не демократической ельцинской России - все они обладали недюжинной идеологической гибкостью - а того, что им фактически не осталось места на празднике жизни, разыгрывавшемся в Москве после провала путча. Ельцин и его соратники повели себя просто блестяще, спасибо им за это. Одержав победу над путчистами, они не стали рассусоливать и хотя бы делать вид, что консультируются с руководством других союзных республик. Они просто переименовали российское правительство в союзное - во главе нового кабинета стал премьер-министр РСФСР Иван Силаев. Для украинской номенклатуры, почти каждый из представителей которой надеялся на светлое будущее в московских кабинетах, это означало, что ловить в Москве больше нечего. Эта Москва потом еще лет десять болела им, как протез у человека с отрезанной рукой. "Ведь ты же в Москве! Ты можешь занять там должность, устроиться в московскую газету (ведомство, фирму, ненужное зачеркнуть)" - с придыханием говорили мне украинские политики и журналисты, кинематографисты и дипломаты - а когда я объяснял, что живу в российской столице с украинским паспортом и не стал принимать российское гражданство - смотрели, как на малахольного.

Что означает консенсус вокруг евроинтеграции для внутриполитической жизни страны, нам еще только предстоит узнать. Оппозиции придется присоединиться к власти, с неизвестными для себя самой последствиями. Она рискует электоратом, а Янукович и Партия регионов не рискуют ничем

С Украиной Януковича Москва повела себя так же, как с Украиной Гуренко и Кравчука в 1991 году - с такой настойчивостью стала затаскивать ее в стойло, что даже самый незадачливый олигарх понял, что ловить там нечего. Украинская государственная тактика, оформившаяся в последнее время - это тоже тактика "прочь от Москвы", а вовсе не стремление к европейской интеграции - как тактика 1991 года не была стремлением к подлинной независимости. Так в один прекрасный день украинская элита неожиданно для себя самой (и уж точно неожиданно для общества) пришла к консенсусу, очень похожему на консенсус 24 августа 1991 года, когда депутаты-коммунисты по-русски поздравляли друг друга с независимостью под сине-красным флагом, а депутаты-национал-демократы пели запрещенную в парламенте еще два года тому антисоветскую песню "Ще не вмерла", надеясь, что когда-нибудь она станет государственным гимном новой страны. Так в один прекрасный день оказалось, что историю нельзя обмануть, даже если ты Янукович. Да что там - даже если ты Путин, великий и ужасный!

Разблокируйте чтобы читать дальше
Чтобы прочитать этот текст, пожалуйста, оформите подписку