Окончательного понимания того, что стало причиной и сутью торгового конфликта между Россией и Украиной, до сих пор нет. Версии прозвучали разные: от конспирологического заговора олигархов против Виктора Януковича до банального привета Владимира Путина украинскому коллеге накануне решения вопроса об ассоциации Киева с ЕС. Дискутировать о том, какая из версий более жизнеспособна, уже не имеет смысла, так как некоторые объективные последствия торгового конфликта начинают обретать вполне конкретные очертания.

Краткосрочным и очевидным итогом таможенной истории является определенное усиление позиции Януковича на Западе. Долгосрочным и вероятным итогом может стать принципиальное перепозиционирование имиджа президента под 2015-й - год президентских выборов.

Медиапоток  таможенных неурядиц украинских экспортеров в РФ был изначально раскручен с подачи структур, близких к миллиардеру Дмитрию Фирташу и главе президентской администрации Сергею Левочкину. Что и вызвало сомнения в том, а была ли война. Однако развитие темы и последующая реакция западных политиков позволяет предположить, зачем затевалась эта кампания. Причем, надо четко понимать, что картинка конфликта в информационном пространстве не обязательно отражает его суть. Он мог начаться по ряду совершенно разных причин. Главное в том, как ужесточение таможенного режима на российской границе было позиционировано в Украине и за ее пределами. Во-первых, это заурядное событие было названо войной. Хотя за последние годы Украина и Россия переживали массу подобных, и даже более масштабных, конфликтов. Во-вторых,  возникла версия плотного участия Виктора Медведчука в разработке плана войны против Украины, что реанимировало Виктора Владимировича в привычной для него роли злого гения и возвысило до серьезного уровня его достаточно маргинальные пророссийские потуги в рамках проекта "Украинский выбор". Сформировано стойкое мнение публики относительно реальности некоего  заговора и активизации в Украине мощной пятой колонны Кремля. И здесь очевиден третий итог "войны" - обсуждение вопроса о российско-украинском таможенном конфликте на уровне Брюсселя. Фактически, акценты в этой медиакампании расставлены так, чтобы убедить украинцев и европейцев в реальности российской угрозы. Напомню, что именно этой тактики власть придерживалась в переговорах с Брюсселем относительно соглашения об ассоциации на протяжении последнего года. В Брюсселе в российскую угрозу не сильно верили. И происходящее, очевидно, означает финальный аккорд внешнеполитического выступления украинских властей в преддверии Вильнюсского саммита. Поскольку выпускать Юлию Тимошенко и выполнять другие политические требования ЕС, похоже, никто не собирается, "торговая война" и нагнетание фобий по поводу имперских  планов России станет последним козырем в переговорах украинских властей с Брюсселем.

В 2015-м Банковая вполне может использовать тему внешней, а именно - российской угрозы. Потому что Кремль в Украине, похоже, не любят все же сильнее, чем Януковича
Рассматривать сюжет "торговой войны" можно и гораздо шире, за рамками процесса подписания ассоциации. Очевидно, ближе к 2015 году перед штабом Януковича будет поставлена задача по позиционированию президента. Ключевым вопросом накануне выборов, конечно же, будет экономика, а методом реализации кампании - традиционная для Украины социальная коррупция. Однако для того, чтобы создать видимость легитимности выборов, над этим базисом должна будет сооружена надстройка. Как показывает опыт 1999 года, лучше всего на предвыборные кондиции действующего президента влияет раскручивание темы некоего угрожающего государству врага, что влечет за собой необходимость сплочения рядов. В 1999-м, когда Леонид Кучма захотел стать гарантом во второй раз, в роли пугала была использована фигура Петра Симоненко, а повестка Банковой крутилась на идее недопущения красного коммунистического реванша. В 2015 году, судя по реакции общества на тему "торговой войны", Банковая вполне может использовать тему внешней, а именно - российской угрозы. Потому что Кремль в Украине, похоже, не любят все же сильнее, чем Януковича. Аргумент о том, что такая повестка демобилизует восточно-украинский электорат не выдерживает критики. Во-первых, этот электорат уже демобилизован. Во-вторых, пока не очевидно, будет ли он вместо Януковича голосовать за оппозиционера. В-третьих, в ядерных регионах Партии регионов выборы носят управляемый характер, и их результат не обязательно зависит от настроения избирателей. С другой стороны, розыгрыш российской угрозы, в сумме с подписанием соглашения об ассоциации с ЕС, подорвет аргументацию оппозиции. Она более не сможет эксплуатировать простую тему восточно-западного политического раскола, ставя себя на место евроинтеграторов, а Януковича - на место интегратора в евразийское болото. Не исключено, что на фоне бездействия оппозиции Янукович сможет склонить на свою сторону часть центристского электората.

То рвение, с которым лидеры мнений подхватили вброшенную Банковой тему "торговой войны с Россией", говорит о том, что сценарий "евроинтегратор против российской угрозы и ни на что не годной оппозиции" вполне вероятен в 2015 году.

Сергей Высоцкий, ЛІГАБізнесІнформ