25 декабря 2015 года в Министерстве обороны Украины состоялось заседание Совета реформ министерства, посвященное итогам реформ оборонного ведомства. На заседание, помимо сотрудников министерства и Проектного офиса реформ, были приглашены волонтеры, гражданские активисты, журналисты. Кроме оглашения результатов работы проектных команд, предполагалась свободное обсуждение реформирования министерства. Однако, в связи с живым интересом прессы к насущным тактическим вопросам, таким, как ситуация с предполагаемым увольнением нескольких генералов, обстановки в Коминтерново и слухам об атаке сил "ДНР" на Водяное, стратегические вопросы оказались вне внимания собравшихся. Возможно, это произошло еще и потому, что ни группа реформаторов, ни функционеры МО не имеют на них ответов, да и отношение к имеющимся проблемам и достигнутым результатам у них противоположное.

Большинство структурных подразделений все еще возглавляют и наполняют люди, которые и довели МО и армию до позорного состояния весны 2014 года

Какие же стратегические результаты в реформе Министерства обороны достигнуты в 2015 году? Пожалуй, главный результат - это осознание руководством государства и министерства того обстоятельства, что без гражданских специалистов невозможно оперативное решение тех проблем, которые годами считались нерешаемыми, и вовлечение волонтеров и профессионалов из бизнеса в работу министерства. Привлекая в начале 2015 года в МО Волонтерский десант, руководство страны поддалось запросу общества на быстрое решение острых вопросов обеспечения армии, с которым волонтеры справлялись куда лучше, чем формально отвечающие за это офицеры и генералы тыловых служб. При этом фактически не ставилась задача стратегического реформирования ведомства - скорее, Волонтерский десант виделся пожарной командой, которая должна была сделать свое дело и уйти. Однако анализ первопричин развала всех служб, к которому министерство пришло к началу войны на востоке, показал необходимость перемен, вследствие чего в структуре МО появился отвечающий за реформирование заместитель министра, Совет реформ, а через полгода и исполнительный орган - Проектный офис реформ. Стратегические задачи перед ними никто поставить не решился, но был определен список насущных проблем, решение которых, либо хотя бы проведение эффективных пилотных проектов, должны были стать пропуском для того, чтобы заняться стратегией развития министерства. Фактически, был выбран путь "малых побед", который должен был показать состоятельность реформаторов, стать успокоительной микстурой для общества и пропуском к стратегической работе.

Не будучи людьми военными, вовлеченные в работу реформаторских структур люди являются специалистами в таких сферах, как логистика, проектный и процессный менеджмент, учет и программирование. Присущ им и такой образ мышления, когда во главу угла ставится эффективность работы и достигнутый результат. Это резко отличает реформаторов от старых функционеров, для которых главное - это создание видимости деятельности и поиск личных нелегальных выгод. Именно благодаря стремлению к эффективности и достигнуты некоторые результаты в тактической сфере - внедрены электронные закупки, благодаря которым счет сэкономленных для бюджета средств идет на сотни миллионов гривен, сформирован Центр разработки и развития материального обеспечения ВСУ, который внедряет стандарты НАТО в обеспечение армии и разрабатывает технические условия для экипировки, снабжения, питания, разработана и протестирована в частях новая система питания, внедрена в нескольких госпиталях информационная медицинская система, проведен аудит предприятий и разработана система управления имуществом Министерства обороны, разработана Логистическая доктрина для Вооруженных Сил. Однако противоречия со старой бюрократической системой не сняты, ее влияние не исчезло, а к стратегическим вопросам реформирования на уровне внедрения пока никто не приступал. Печально, но деятельность реформаторов начинает напоминать яркую современную полировку для облезшего и прогнившего корпуса старого ржавого "запорожца".

В чем же причины такой ситуации и есть ли возможность ее переломить в 2016 году? Первая глобальная причина - это пресловутая политическая воля руководства страны и министерства проводить реформы и менять старую систему и структуру. Проявленная в критический для страны момент, эта воля перестала проявляться в период относительного военного затишья. Предвыборная активность в оборонной сфере быстро спала, и внимание перешло на более насущные темы бюджета и парламентских междусобойчиков. В итоге ротация кадров происходит крайне медленно и ограниченно. Показательно, что проект реформирования структуры министерства, предоставленный одной крупной американской консалтинговой корпорацией в качестве бесплатной помощи Украине, составленный без учета персоналий на основе опыта армии США, был фактически замылен рабочей группой министерства, к работе которой присоединилось более сорока (!!) высших офицеров и генералов, почуявших перспективу потери должности и влияния. В итоге большинство структурных подразделений все еще возглавляют и наполняют люди, которые и довели МО и армию до позорного состояния весны 2014 года. Думаю, ни у кого нет иллюзии относительно того, как эти же люди переведут свою работу на стандарты НАТО, но тем не менее их держат на тех же местах.

Проект реформирования структуры министерства, предоставленный одной крупной американской консалтинговой корпорацией в качестве бесплатной помощи Украине, составленный без учета персоналий на основе опыта армии США, был фактически замылен рабочей группой министерства

Вторая причина - это отсутствие финансирования реформ. Изменения нуждаются в деньгах, как на программы и проекты, так и на оплату специалистов. Безусловно, существует активная поддержка части общества и бизнеса, выражающаяся как в деньгах, так и оргтехнике, лицензиях на программное обеспечение проектов, оборудовании и материалах. Но по сравнению с объемом стоящих перед реформаторами задач эта помощь недостаточна, и необходимые бюджеты могут быть предоставлены только на государственном уровне. Что же касается заработных плат, то здесь существует крайне популистская позиция части общества, которая ожидает в реформах неоплачиваемого труда волонтеров. Эту позицию подогревают и противники реформ, которые получают смешные зарплаты госслужащих, позволяя себе при этом роскошные авто, недвижимость и путешествия за счет серых схем. Широкое обсуждение получила история с доплатами для семей волонтеров десанта, которые открыто собирал один из фондов помощи армии. Обрушившиеся на них упреки ретушировали тот факт, что волонтеру, работающему в МО, почему-то не выдают бесплатно хлеб, молоко и мясо в магазинах, не наливают бесплатно бензин, необходимый для перемещения по стране в процессе работы в тех же проектах реформ, никуда для них не делись коммунальные платежи и прочие расходы. С расширением перечня пилотных проектов возникла потребность привлечения узких специалистов, которые не хотят работать на волонтерских началах, а хотят получать деньги, которые им предлагает рынок труда. Новый закон о государственной службе нисколько не решил вопрос с заработной платой, на которую служащий может достойно жить, не находясь в зависимости от криминальных доходов.

На упомянутом в начале статьи заседании Совета реформ МО министр обороны генерал армии Степан Полторак сделал заявление, которое обнадеживает реформаторов в вопросе наличия у министра воли к проведению изменений в ведомстве. Министр огласил свое решение о предоставлении Совету и Проектному офису реформ полномочий по координации и проведению всех системных реформ Министерства обороны и даже Генерального штаба Вооруженных Сил. Это означает допуск к организационно-функциональным структурам всех их подразделений, оптимизации всех процессов и ликвидации дублирующих функций. Пока данное решение не оформлено институционально, но при его реализации возможен выход реформ на стратегический уровень уже в 2016 году, переход от локальных проектов к системным и необратимым изменениям. Однако вопрос финансирования сегодня не решен. Возможно, министерство ожидает смена "волны" реформаторов, когда вслед за первой их генерацией придет вторая, имеющая возможность содержать себя за счет бизнеса и инвестировать в реформы личные средства. Возможно, все изменится в последний момент, и деньги будут найдены, в конце концов, в истории нашей армии происходили и не такие чудеса.

Пока же реформаторская команда находится в ситуации неопределенности, которую ярко характеризует маленькая деталь - пропуска, по которым сотрудники Проектного офиса реформ проходят в Министерство обороны на свои рабочие места, временные и действительны до 31 декабря 2015 года. Новые обещали выдать, но когда - неизвестно.

Максим Колесников, сотрудник Проектного офиса реформ Минобороны

PS. Хочу внести ясность для тех, кто обеспокоен реформированием Министерства обороны и тех, кто надеется на то, что команда реформ сдастся в следствие сопротивления системы. Данный текст отражает трезвый взгляд на состояние дел - но отнюдь не капитуляцию. Команда Проектного офиса реформ не сдаётся и не останавливает работу. Юридическая работа по согласованию и продвижению реформ не остпнавливается, равно как и поиск источников финансирования проектов. Ни у кого не было иллюзий относительно того, что все будет сделано легко, просто и быстро. И никто не опустит руки только лишь потому, что соответствующий полковник тянет с выдачей пропусков.

Подписывайтесь на аккаунт ЛІГА.net в Twitter и Facebook: в одной ленте - все, что стоит знать о политике, экономике, бизнесе и финансах.