Прфессор Гарвардского университета и бывший глава Казначейства США объяснил Financial Times, почему важно помочь Украине договориться с ее крупнейшими частными кредиторами о реструктуризации долга. Ниже - полный текст статьи, опубликованной Министерством финансов.

"В ближайшее время Украина, международное сообщество и ее кредиторы должны достичь консенсуса по поводу внешнего долга страны. Причины для сокращения долга не менее серьезны, чем в любом предыдущем случае..., за которым я наблюдал за последнюю четверть века. То, как именно этот вопрос будет решен, многое скажет о том, насколько в действительности международное сообщество готово помогать Украине и противодействовать российской агрессии.

Кроме того, если достичь уменьшения долга не получится, это подтвердит предположения тех, кто считает, что частные финансовые интересы непропорционально влияют на публичную политику. Украина находится в состоянии квази-войны с Россией. Другие республики бывшего Союза, как и страны Центральной Европы, нервно наблюдают за происходящим. То, как этот конфликт будут трактовать в истории, зависит от того, что именно сделано для Украины, и от того, что сделано для России.

Это тем более важно потому, что Украина собрала команду, наиболее ориентированную на реформы с момента обретения ею независимости в 90-х годах. Она продемонстрировала настоящую политическую отвагу в борьбе с коррупцией и активно двигается в направлении уменьшения энергетических субсидий, которые наносили большой ущерб. За последние 12 месяцев Украина сделала в реформировании энергетических субсидий больше, чем большинство стран делают за 12 лет.

Моральные, геополитические и экономические основания для того, чтобы предоставить Украине значительной поддержки, убедительны. Международный валютный фонд сделал (чтобы помочь Украине) столько, сколько имел право сделать, предоставив кредит по программе расширенного финансирования общим объемом свыше $17,5 млрд. В то же время, Европа и США могли бы усилить свою поддержку, Всемирный банк также не использует все возможности. Поэтому экономическая жизнеспособность Украины зависит от того, что станется с ее долгом.

Вопрос об отсрочке или уменьшении суммы долга не нов. Когда страны нуждаются в поддержке, всегда есть основания предлагать отсрочку или частичную отмену выплат по обслуживанию долга. Обычно - как недавно в странах Европы или в Азии во время финансового кризиса 1997 г, - такие предложения отклоняют. Аргументом является то, что при условии определенных изменений, страна может выполнить свои долговые обязательства, сохранить доступ к рынкам и возобновить рост экономики. Кроме того, мир, в котором страны волей-неволей поощряли бы к дефолту ради выполениня бюджетных обязательств, был бы несовместим с эффективным движением капитала.

За последние годы возник ряд международных норм насчет того, когда можно соглашаться на уменьшение долга. Важнейшая из них - если долги страны достаточно велики, а перспективы ее экономики плохие, перспективы возвращения долгов нереалистичны. Этот аргумент еще очевиднее, когда уменьшение долга не несет системных рисков для финансовой системы или риска распространения дефолтов.

Все это представляет убедительные аргументы для уменьшения долга в случае Украины. МВФ дал понять, что для поддержки государственных финансов Киев должен уменьшить текущие платежи по обслуживанию долга и избежать избыточного накопления долгов на протяжении следующих пяти лет. Без уменьшения долга это будет невозможно сделать даже при оптимистичных сценариях развития экономики и конфликта на Востоке. В то же время, украинский долг пока недостаточно велик для того, чтобы его уменьшение стало угрозой для мировой финансовой системы. Если ты под большие деньги Почему же тогда не создать прецедент, при котором выдача денег под большой процент в долг стране, которая потом подвергается вторжению, вряд ли закончится возвратом средств в полном объеме за счет налогоплательщиков всего мира?..

Следовательно, долг Украины должен быть уменьшен. Случится ли это? Несмотря на весомость аргументов, пока неясно. Кредиторы Украины - во главе с инвестиционной компанией Franklin Templeton и при активной поддержке нескольких менеджеров крупнейших мериканских фондов, которые так стесняются своей эгоистичной и неконструктивной позиции, что даже избегают публичной идентификации, - играют в жестокую игру и отказываются от любого списания. Понятно, что с существенной группой таких "безбилетников" другие держатели долгов, включая россиян, также не согласятся на списание.

Для налогоплательщиков всего мира должно быть неприемлемо, если их деньгами рискуют, чтобы предоставлять ссуды Украины, которая при этом будет планировать полностью рассчитаться с кредиторами. МВФ и национальная власть должны указать непокорным кредиторам на их безответственное поведение. Если необходимо, Украина должна быть готова объявить дефолт и не выполнять свои обязательства, а международное сообщество должно четко заявить, что будет продолжать помогать Киеву. В таком контексте у кредиторов не будет другого выбора, кроме как принять экономическую реальность ситуации.

Многое в ситуации, сложившейся в Украине, остальной мир контролировать не может. Но мы можем сделать так, чтобы ограниченные ресурсы в распоряжении Украины были использованы для восстановления украинской экономики, а не на возвращение средств кредиторам, которые сейчас сожалеют о выданных ссудах. И мы можем воспользоваться возможностью, чтобы продемонстрировать, что мировая финансовая система будет работать в поддержку мировой экономики, а не наоборот".

Подписывайтесь на аккаунт ЛІГАБізнесІнформ в Twitter и Facebook: в одной ленте - все, что стоит знать о политике, экономике, бизнесе и финансах.