В преддверии местных выборов стоило ожидать обычного для Украины в таких случаях взрыва популизма, гречкосеяния и обещаний, раздаваемых провинциальными баронами каждой окрестной бабушке "дать ей ВСЕ". Но вот чего никто действительно не мог ожидать, так это раздутой в украинском медиапространстве шумихи о том, что права украинских граждан, выехавших с временно оккупированных территорий, будут каким-то образом попраны, если жители Чернигова или Хацапетовки изберут в местные органы власти своих представителей.

На сегодняшний день в Верховную Раду поданы три законопроекта, призванные, по мнению их авторов, восстановить утраченные из-за оккупации права временно перемещенных лиц, позволив им принять участие в выборах в органы власти абсолютно чуждых им громад. Три упомянутых законопроекта - это 2501а Виктора Бондаря и Виталия Хомутынника (Возрождение), 2501а-1 Сергея Таруты и "коллектива авторов", в который входят народные депутаты и представители нескольких общественных объединений, а также 2501а-2 Юлии Левочкиной (Оппозиционный блок).

Не буду вдаваться в сравнительный анализ предложенных законопроектов - просто потому, что считаю, что хоть дьявол и кроется в деталях, но некоторые субстанции все же стоит оценивать по общим признакам и не пытаться распробовать их на вкус. Для того, чтобы говорить о законопроектах, защищающих права людей, потерявших дом, необходимо для начала разобраться, что же такое местные выборы и о каком представительстве идет речь.

Выборы - способ формирования органов власти и управле­ния. В процессе выборов граждане выражают свою волю и делегируют властные полномочия избранным представителям. Избирательное право - это не урна, в которую бросаются бюллетени, это не процесс голосования, а процесс формирования представительских органов власти.

Конституцией Украины четко установлено, что местное самоуправление осуществляется территориальной общиной - жителями села, или добровольного объединения в сельскую общину жителей нескольких сел (поселка, города) и означает их право самостоятельно решать вопросы местного значения в пределах Конституции и законов Украины.

И, наконец, последнее пояснение перед тем, как приступить к разбору полетов.

Территориальная община - жители, объединенные постоянным проживанием в пределах села, поселка, города, которые являются самостоятельными единицами, либо добровольное объединение жителей нескольких сел, имеющих единый административный центр. (Закон Украины "О местном самоуправлении"). Основными признаками территориальной общины являются общая территория существования, интересы в решении вопросов жизнедеятельности, социальное взаимодействие в процессе решения этих интересов, психологическая самоидентификация каждого члена с общиной, коммунальная собственность, уплата коммунальных налогов (Алексей Мороз "Территориальная община: сущность, становление и современные украинские реалии").

Теперь хотелось бы спросить: каким образом, по мнению авторов всех трех законопроектов, те, кто имеет статус временно перемещенных лиц и сохраняет за собой регистрацию на оккупированных территориях, психологически, имущественно, территориально могут быть связаны с теми городами и поселками, в которых они проживают на временной основе? Почему временной? Потому что справка переселенца дается с временной регистрацией на полгода. Спрашивать о том, как проблемы, возникающие ежедневно у переселенцев, перекликаются с общими проблемами территориальных громад, думаю, совсем уж излишне. Ведь абсолютно понятно, что в тот момент, когда жители территориальных громад озабочены новой дорогой, водопроводом, коммунальными платежами, переселенцы озадачены совершенно другими вопросами: где жить? как заработать на жилье? как долго придется скитаться по чужим углам?

Задачи, стоящие перед переселенцами, общие только в рамках сообщества переселенцев. Выходцы из Донбасса и люди, выехавшие из Крыма, здесь гораздо ближе друг другу, чем те, кто выехал с оккупированных территорий и те, кто проживает на их границе.

Всех нас, по-видимому, пытаются убедить, что если переселенцы будут голосовать за представителей территориальной громады, то это автоматически сделает их узкоспецифические потребности значимыми для местной власти, а избранников, представляющих свои территориальные общины - представителями переселенцев.

Таким образом, перед нами элементарная подмена понятий. Право выбора трактуется как процедура голосования, а не как делегирование властных полномочий своим представителям. Принадлежность к территориальной громаде понимается как фактическое пребывание в том или ином населенном пункте на данный момент, а не как имущественная, ментальная связь с земляками, подкрепленная общей проблематикой.

Что касается местного самоуправления, то в случае с переселенцами оно, безусловно, пострадает. Но только из-за самих переселенцев. Если им будет дано право голосовать на местных выборах тех общин, к которым они не имеют никакого отношения. Люди, пребывающие на территории временно и не являющиеся представителями ее территориальной громады, приняв участие в выборах, существенно ограничат право настоящих представителей территориальных общин "самостоятельно решать вопросы местного значения".

В заявлении Комитета избирателей Украины значится, что законопроекты №№ 2501а, 2501а-1, 2501а-2 нарушают ст. 24 Конституции Украины, которая предусматривает равенство прав граждан, создавая для внутренне перемещенных лиц особые правила определения принадлежности к территориальной общине и не давая таких возможностей другим гражданам Украины. Другими словами, если переселенцы, не являясь членами территориальной громады, могут избирать местную власть, то почему этого не могут делать те, кто переезжает в другую местность на работу, отбывает наказание, находится на длительном лечении?

И вот здесь мы подходим к самому главному. Последствия от избирательного процесса, не основанного на Конституции и базовых правовых понятиях, имеют гораздо более разрушительные последствия, чем может показаться на первый взгляд.

В долгосрочной перспективе законноизбранные представители Сетевых территориальных громад "в изгнании" могут стать серьезным противовесом тем марионеточным органам власти, которые сформировались сегодня неконституционным способом на оккупированных территориях

Мы - переселенцы, видели, как работает право любого желающего проголосовать, не имея на это никаких оснований. То, что произошло с нами, началось с противоречащих Конституции голосований. Привезенные иногородние граждане, а иногда и иностранцы, пришли на наши избирательные участки и выразили свою волю относительно нашей Малой Родины. Им тоже не терпелось реализовать свое "право" хотеть, чтобы Крым, Донецк, Луганск были "Их". Мы видели, к чему приводит неуемное желание навязать свою волю в сочетании с игнорированием Основного Закона страны. Кстати, госпожа Левочкина, автор одного из упомянутых законопроектов, тоже знает эту историю. Будучи избранной в 2012 году в Крыму депутатом Верховной Рады от Феодосии, она в результате неправового голосования, лишилась своего 6-го округа со всеми его избирателями.

Допуск к голосованию людей, не имеющих на это конституционного права, подрывает основы государственного строя Украины и делает нелегитимной всю местную власть в стране. Ведь никто никогда не узнает, насколько голоса "временных избирателей" повлияли на волеизъявление "постоянных". То, что предлагается нам любым из трех вышеупомянутых законопроектов, является ничем иным, как узаконенной "каруселью". Под видом защиты избирательных прав временно перемещенных лиц политики и общественники пытаются продавить законопроект, в действительности нарушающий избирательные права самих переселенцев, членов территориальных общин, в которых они нашли приют, и, - что самое главное, - подрывающий основы конституционного строя государства.

Право переселенцев избирать своих представителей, безусловно, должно быть восстановлено. Но не ценой легитимности всего местного самоуправления. Для этого стоит подумать над созданием территориальных громад в изгнании- Сетевых громад. То есть, такого сообщества граждан, которое распылено по всей стране, но объединено общей территориальной самоидентификацией, совместными проблемами и интересами, необходимостью социального взаимодействия для решения этих интересов, коммунальной собственностью, уплатой в течение 20 лет независимости Украины коммунальных налогов на временно оккупированных территориях. Такие громады должны иметь возможность формировать собственные бюджеты, собирать налоги со своих членов. С помощью этих средств решать общие проблемы. Они должны лоббировать интересы, общие для всех переселенцев, в высших органах власти и должны восприниматься самими переселенцами как их представители, а не как назначенные сверху "гауляйтеры", или не имеющие никакого представления о реальной жизни переселенцев, чужие избранники.

В долгосрочной перспективе законноизбранные представители территориальных громад "в изгнании" могут стать серьезным противовесом тем марионеточным органам власти, которые сформировались сегодня неконституционным способом на оккупированных территориях. Избранные здесь, на свободной территории, в соответствии с украинскими законами и Конституцией органы местной власти, представляющие граждан Украины, насильно выдворенных оккупантами из их домов, согласитесь, сильно отличаются по своей легитимности от тех, кому голоса избирателей обеспечили интервенты дулами автоматов и "Градов".

Лариса Волошина, психолог, журналист

Подписывайтесь на аккаунт ЛІГАБізнесІнформ в Twitter и Facebook: в одной ленте - все, что стоит знать о политике, экономике, бизнесе и финансах.