Почему-то никто не обратил внимания вот на что: претензии России на то, что НАТО не должно было расширяться на Восток, потому де что Горбачеву были даны некие "гарантии" (ему действительно говорили нечто подобное, но, так сказать, частным образом) - сами по себе являются наилучшим основанием для того, чтобы НАТО расширилось как можно больше - для сдерживания России.

Объясняю почему. В начале 1990 года, когда велись эти разговоры с Горбачевым (на самом деле ни к чему формально не обязывающие), чтобы он не вздумал ветировать объединение Германии - еще существовала Советская империя, доживал де-юре Варшавский блок и СЭВ, в общем, существовали постялтинские реалии, которые, хороши они или плохи, но были фактом, с которым необходимо считаться. Тогда, соответственно, естественным был и торг с коммунистическим императором за его отказ от того, что на протяжении десятилетий сам Запад фактически признавал его правами.

Но после 1991 года ничего этого не осталось. Осталась одна из 15 республик бывшего СССР, которая вдруг, ни с того ни с сего, заявила претензии на имперское наследство и возжелала, чтобы с ней обращались как с Советской Империей.

И никто тогда не сказал сразу и жестко: "Товарищ Сталин! Если вы хотите в ту палату, в которой у нас, в строжайшей изоляции, сидят разные Наполеоны - мы вас определим. А если не хотите, ведите себя так, как полагается в обществе людей с университетским образованием. Ибо. Ваш долбаный совок был, да весь вышел. В том же направлении, что Великогерманский рейх, а равно Австро-Венгрия, Османская империя и многие другие прекрасные империи, с Ассирии начиная. А если вы претендуете быть Советской империей, то нам с вами и обращаться придется по заветам Фултонской речи Черчилля. Только, уж извините, сдерживать вас мы теперь будем не на Чекпойнт Чарли в Берлине, а под Белгородом".

И вот ни одна ж собака этого текста Путину не произнесла. А надо было еще 10 лет назад сказать, когда он начал вякать в славном городе Мюнхене. Сказали бы - и многих проблем сейчас бы не было.

(Источник)