Еще не успел сойтись новый состав парламента, а оппозиция уже одержала первую победу. При полном понимании и поддержке Партии регионов почивший сегодня парламент шестого созыва внес изменения в регламент, обязав депутатов голосовать самим за себя путем регистрации в системе Рада-3 - через сенсорную кнопку. Закон об изменениях в работу Рады внес в парламент регионал Владимир Макеенко, слегка подпортив оппозиции вкус победы. Пропагандистски изменения в закон выглядят как глобальное достижение: теперь-то, мол, бездельники-депутаты начнут ходить в парламент, а не просто проедать народные деньги, сидя где-то на Кап Фера. Однако помимо публичной грани в вопрос личного голосования запаяно множество скрытых причин, по которым оппозиционеры добивались изменений в регламенте. Вопрос только в том, сработает их расчет или нет.

И власть, и оппозиция, в общем-то, понимают, что стабильного большинства в Раде седьмого созыва ни у кого не будет. Соответственно, власть будет скупать голоса перед каждым важным голосованием в ручном режиме. При этом, большинство мажоритарщиков (политическая легитимность которых так или иначе оторвана от партийности) и без поправок в регламент будут голосовать лично, так как карточка мажоритарщика - это его единственный инструмент монетизации своего кресла. В группу самостоятельных могут не входить одиозные мажоритарщики от ПР, но в основном в мажоритарной части Рады все обстоит именно так: большая группа мажоритарщиков, чьи голоса могут стать решающими в ходе голосования, будет формально не зависеть от фракций. Следовательно, и без поправок в регламент меняется сам формат парламентской работы. С приходом мажоритарщиков Рада становится не акционерным обществом, а биржей. А биржевая логика предполагает постоянное движение, динамику процесса. На это и делает ставку парламентская оппозиция. По каким-то причинам лидеры оппозиционных фракций считают, что необходимость формального личного голосования депутата позволит оппозиции в оперативном режиме  разрушать планы власти путем психологического воздействия на независимых депутатов в зале. Мол, у многих не выдержат нервы, если все оппозиционные фракции будут наседать на них в полном составе. Расчет оппозиции заключается и в том, что далеко не все депутаты от провластного большинства будут успевать доехать до голосования из своих Австрий и Бенилюксов. На первый взгляд, все эти резоны выглядят логично. Однако на поверку громкая победа оппозиции может оказаться бесплотной и виртуальной. И фактически сыграть на пользу власти.

С приходом мажоритарщиков Рада становится не акционерным обществом, а биржей

Игрой в  личное голосования оппозиция перекрыла себе некоторые возможности в будущем. Начнем с того, что, раздув тему личного голосования, оппозиция не могла не голосовать за закон, внесенный Партией регионов. О победе бело-голубой законности украинцам обязательно расскажут вечерние новости центральных телеканалов. Голосование за проект закона от ПР - это грабли, на которые наступила оппозиция, год назад голосовавшая за закон о выборах. Легитимизация смешанной системы выборов позволила регионалам обеспечить контроль над Радой-7. Оппозиционеры кусали локти уже после выборов, осознав, что сохранение партийной системы позволило бы им сформировать большинство. Но было поздно. Точно так же и тут. Если основная претензия к работе власти в парламенте - неявка ее депутатов на голосования, то устранение этой темы устраняет и вопросы относительно легитимности принятых Радой решений. Оппозиция сама обеспечила следующему парламенту легитимность. Теперь - окончательную и бесповоротную.

С чем же оппозиция столкнется далее? С продуманной стратегией технологов власти, которые обратят победу оппозиции в ее проигрыш. Сейчас Банковая, осознавая все сложности структурирования будущего парламента, готовится к замене всех механизмов управления Радой. Оппозиция подготовилась к прошлой войне, к войне с полусотней пианистов под предводительством Чечетова, не понимая, что власть будет воевать с новой Радой по-новому. Как именно? Скорее всего, будет принято решение об одном пленарном дне в неделю. Что позволит депутатам большинства спокойно решать свои коммерческие задачи, раз в неделю собираясь для личного голосования. Одновременно Банковая усилит роль комитетов, введя одобрение комитетом проекта закона в качестве обязательного условия вынесения его на сессию. Таким образом, при получении контроля над комитетами, ПР сможет отточить биржевой принцип работы новой Рады до совершенства: каждый законопроект-"шкурняк", вносимый мажоритарщиками, в комитетах будет обмениваться на правильное голосование по политическим вопросам. А оппозиция? Как всегда, будет, закатив глаза от возмущения, рассказывать о коварной и преступной власти.  

И еще. В последнее время съемка всякой ерунды, которой занимаются депутаты российской Госдумы в ходе заседаний, выросла чуть ли не в отдельный жанр тамошней  фотожурналистики. Каждый день думские фотографы радуют нас новыми снимками. Вот, например, на днях по сети гуляло фото с депутатом Ириной Родниной, разгадывающей кроссворд. Масса думских обитателей на фото заняты чтением интеллектуальной прессы, вроде Комсомольской правды. Ну, а фото депутатов, смотрящих фильмы на IPad, вообще не счесть.

Именно так в постсоветских реалиях выглядит парламент,  голосующий сам за себя. И для себя. Не менее неприлично чем наша Рада.  Потому что явка или неявка депутатов на заседания - это симптом политической болезни, а не сама болезнь. 

Сергей Высоцкий, ЛІГАБізнесІнформ