После присоединения Крыма к России, напряжение между Россией и Западом не уменьшается ни на йоту. Тем не менее, не может не удивлять тот факт, что Путин имеет в Европе широкую поддержку: от интеллектуалов и политиков, от крайних левых и крайних правых, от премьер-министра Венгрии Виктора Орбана, от Мари Ле Пен во Франции, от бывшего канцлера Германии Герхарда Шредера, а также от своих "единомышленников" в Германии, среди которых не только бывшие коммунисты Восточной Германии, но и многие успешные бизнесмены и политики.

Рассказы Кремля о том, что Евромайдан был фашистским переворотом, что аннексия Крыма и поддержка сепаратистов Донбасса были лишь маневрами, чтобы защитить стратегические интересы России, многократно повторялись российскими СМИ и последователями Путина в Европе. Несмотря на эту пропаганду в духе Коминтерна, эти байки получили поддержку среди многих европейцев в то время, как правительства европейских стран и Европейский проект переживают кризис в Европе.

Все должны были понять за последние месяцы, что не стоит недооценивать стратегические навыки и амбиции Путина. Вне зависимости от того, считает он Евромайдан результатом влияния ЕС и США или нет, Путин осознает притягательность "Европы" и членства Европейского Союза для украинцев, которые стремятся к демократичному и открытому государству.

Стремление присоединиться к европейскому сообществу демократических государств было ключевым силой, которая развалила правые диктатуры в Греции, Испании и Португалии в 1970-х годах. Это также было движущей силой, которая привела к коллапсу коммунистических режимов в странах Центральной и Восточной Европы после падение Берлинской стены. Очевидно, что эта сила способствовала падению режима Януковича в Украине. Притягательность Европы будет и дальше мощным стимулом для ответственного и открытого правления во многих посткоммунистических странах в регионе.

Европу ожидает битва ценностей. ЕС отстаивает демократию, свободу, верховенство права и правовое международное сотрудничество. Хоть это не касается всех последователей Путина, многие из них выступают против указанных ценностей, поддерживая идеи авторитаризма, нетерпимости, применения силы и запугивания в качестве инструментов внешней политики

Что случилось бы, если бы Европейский Союз перестал существовать? Привлекательность "Европы" и европейской демократии как модели управления значительно бы уменьшилась не только в странах, которые на сегодняшний день стремятся к членству в ЕС, но и для нынешних стран-членов, где широко распространены "евроскептические" взгляды и нелиберальные настроения, например, в Венгрии. Другие страны оказались бы под давлением России и могли бы обратиться за покровительством к Москве.

Значит ли это, что Путин собирается уничтожить Европейский Союз? На данный момент ясно, что Москва пытается связываться с евроскептическим партиям и другими политическими группировками. Существуют доказательства (в основном непрямые), что Кремль финансово помогает евроскептическим партиям. Мари Ле Пен, например, на прошлой неделе отметила, что её правая партия "Национальный фронт" получила девять миллионов евро кредита от российского банка. Ходят упорные слухи о том, что Россия финансирует венгерскую националистическую праворадикальную партию "Йоббик" (полное название "Движение за лучшую Венгрию") в Венгрии и "Партию Независимости Соединенного Королевства" в Великобритании.

В то же время, российские олигархи покупают европейские газеты, в том числе The Independent, The Evening Standard и France-Soir. Французская газета Liberation недавно указала на масштабность "пропутинских" связей с французской научной средой, правыми и левыми научно-исследовательскими центрами, а также средствами массовой информации и бизнес империями.

Очевидно, что Европу ожидает битва ценностей. Европейский Союз отстаивает демократию, свободу, верховенство права и правовое международное сотрудничество. Хоть это не касается всех последователей Путина, конечно, многие из них выступают против вышеуказанных ценностей, поддерживая идеи авторитаризма, нетерпимости, применения силы и запугивания в качестве инструментов ведения внешней политики.

К сожалению, Европейское общество не прикладывает достаточно усилий, чтобы противостоять анти-европейской Москве, которая руководствуется принципом "разделяй и властвуй". В первую очередь это касается Берлина. Германия продолжает пропагандировать жесткую экономию в Еврозоне, несмотря на слабый спрос и высокий уровень безработицы. Если Путин хочет разрушить Евросоюз, лучшей поддержки, чтобы помочь ему в этом, сложно придумать. Европе нужно экономическое развитие и смелое руководство от самого важного члена ЕС, Германии, и самого влиятельного лидера ЕС, Ангелы Меркель. Канцлер Германии должна четко объяснить своим согражданам, что именно стоит на кону и почему крах Европейского проекта обернётся катастрофой как для Германии, так и для всего континента. 

Юрий Городниченко, профессор экономики; Жерар Ролан, профессор экономики и политологии; Эдвард У. Уолкер, профессор политологии


Публикуется с разрешения VoxUkraine