Для России сегодня основной проблемой является рост альтернативных предложений углеводородов на мировом рынке. К этому привела революция сланцевого газа. Россия видит, что в мире появляется все больше альтернатив Газпрому, и к тому же те государства, которые традиционно были импортерами нефти и газа, сейчас превратились в экспортеров и, соответственно, конкурентов. Но показать "кузькину мать" США у Путина априори не очень получится. А вот убрать конкурентов и конкурирующие проекты с близлежащих территорий вполне возможно.

Что имеется в виду? В первую очередь, речь идет о Черном море. Оно в результате масштабных геолого-разведывательных поисковых работ на его шельфе и в глубоководной зоне уже в течении ближайших пяти лет должно дать ответ: станет ли по ресурсному потенциалу вторым Каспийским или Северным. Есть много оснований предполагать, что это будет именно так. Ведь есть первые позитивные результаты исследований Черного моря в румынском секторе. В украинский сектор тоже пришли крупные международные компании.

Если посмотреть на карту Черного моря, на распределение зон его континентального шельфа, мы увидим, что в Украине наибольшая береговая линия. Наиболее привлекательные инвестиционные проекты также относятся к украинскому сектору северо-западного Черноморья. Сюда уже пришли крупные компании - конкуренты Газпрома. Поэтому России необходимо эти проекты нейтрализовать. Безусловно, что нестабильная ситуация в Крыму переводит все проекты западных корпораций по разработке недр Черного моря в разряд виртуальных. Никто ни цента не потратит для того, чтобы проводить там поисковые работы.

Развязав военные действия на территории Украины, Россия одним махом накрывает минимум четыре международных проекта при участии ведущих мировых компаний
Также не будем забывать, что в континентальной части Украины активизируются два крупных проекта: Shell на востоке Украины и Chevron на западе. Если Украина будет политически дестабилизирована, а ведь Россия говорит об отторжении вместе с Крымом и Восточной Украины, возникают дискомфортные условия для работы инвесторов в целом. Так что, я склонен считать крымскую кампанию Путина попыткой сорвать проекты появления нетрадиционного газа в Европе. Украина и Польша - наиболее продвинутые страны в поисково-разведывательных работах месторождений нетрадиционного газа. При этом Украина в этом плане самая многообещающая страна. Развязав военные действия на территории Украины, Россия одним махом накрывает минимум четыре международных проекта при участии ведущих мировых компаний, которые занимают первые позиции в мировой табели о рангах. Путин в зародыше пытается убить конкуренцию на газовом рынке.

Кроме того, у Путина в Крыму есть еще один мотив - личный, меркантильный. Не секрет, что российская олигархономика, равно как и клептократия Януковича, построены по одному принципу - неограниченного обогащения первого лица и его ближайшего окружения. Для функционирования таких режимов жизненно необходимы мегапроекты с миллиардными валютными инвестициями и бюджетными вливаниями. У Януковича был Евро-2012 и попытки провести в Карпатах Олимпиаду-2022, в России - сочинская Олимпиада, Северный и Южный потоки и так далее.

При этом руководство России всегда ищет идеологическое, имперское обоснование таким проектам. Проектам, которые в первую очередь создаются под разграбление. А зная, что тематика Крыма всегда чувствительна для имперского российского уха, я не исключаю, что Путин задумал очередную авантюру. Аннексировать Крым и сделать под проект "Крым с Россией" глобальнейший дерибан. Крым не станет Сочи, Крым станет Абхазией. Но деньги реально будут перечислены из госбюджета России и различных корпораций, которых Путин заставит "сбрасываться на Крым" в карманы кремлевского олигархата - кооператива "Озеро". Мне кажется, что вопрос ресурсов Черного моря и попытки создать "проект Крым" для личного обогащения - это два основных компонента, объясняющих путинскую агрессию в Крыму.

Михаил Гончар, директор
энергетических программ центра Номос