После того, как депутат Европейского парламента польский политик Марек Сивец обнародовал в своем блоге информацию о подробностях сценария освобождения Юлии Тимошенко, якобы согласованного европосредниками с украинской стороной, главной темой дискуссии неожиданно стал "выкуп". Выкуп, который Тимошенко якобы придется заплатить за свободу. Но о выкупе в объяснениях Пэта Кокса и Александра Квасьневского речи не шло. Как не шла речь о выкупе в блоге - подчеркиваю, в блоге, а не в официальном документе или хотя бы в интервью того же Сивца.

Итак, посмотрим, что предлагают посредники Виктору Януковичу. Они понимают, что президент не пойдет на полное помилование своей некогда главной соперницы - и хотят, чтобы Янукович согласился на сокращение срока заключения Тимошенко вдвое - после чего судебным инстанциям можно будет принять решение об условно-досрочном освобождении бывшего премьера. Условно-досрочное освобождение не отменяет ранее вынесенного приговора - таким образом, назначенный судом по "газовому делу" безумный штраф в полтора миллиарда гривень останется, превращаясь в дополнительную гарантию неучастия Тимошенко в президентских выборах 2015 года. Тимошенко уедет лечиться, а штраф будет висеть. Это, собственно, именно то, чего добивается Янукович - чтобы Тимошенко в выборах не участвовала. И вообще, не возвращалась в страну. Потому что, вопреки социологии,  действующий президент уверен, что он победит кого угодно - кроме самой Тимошенко.

Условно-досрочное освобождение не отменяет ранее вынесенного приговора. Но, в случае победы на президентских выборах кандидата от оппозиции, Тимошенко получит возможность вернуться и в Украину, и в политику, причем на первые роли. Главное для нее сейчас - выбраться из тюрьмы

Каков выбор у Тимошенко? Она, конечно же, может не согласиться с подобным вариантом - что автоматически будет означать неподписание соглашения об ассоциации и исчезновение любых рычагов давления на Януковича со стороны Евросоюза. Если Тимошенко откажется, то в 2015 году она будет следить за президентскими выборами из окна больничной палаты или тюремной камеры, прекрасно понимая, что результат этих выборов предопределен (если только государство к тому моменту не рухнет, но интересует ли Юлию Владимировну рухнувшее государство?).

На свободе у Тимошенко появится шанс вновь возглавить оппозицию, быть активным участником президентской кампании и рассчитывать на победу оппозиционного кандидата. Конечно, если в 2015 году победит Янукович, ничего в судьбе Тимошенко на первых порах не изменится. Но если победит оппозиционный кандидат - вот он-то, став главой государства, и должен будет обеспечить восстановление законности в стране - в том числе и отмену приговора по делу Тимошенко вместе с абсурдным "штрафом". А сама Тимошенко получит возможность вернуться и в Украину, и в политику, причем - в случае победы на президентских выборах кандидата от Батькивщины или даже общего кандидата от оппозиции - вернуться на первые роли. Главное - выбраться из тюрьмы. Думаю, сама Тимошенко понимает эту комбинацию. И понимает, что дело не в выкупе - есть приговор. Приговор, отмены которого Янукович не хочет ни на каких условиях. Ее освобождение без отмены приговора - это и есть компромисс, который предлагают международные посредники. Вполне возможно, что Марек Сивец прав относительно того, что это единственно возможный вариант - учитывая то, с каким образом мышления на Банковой мы имеем дело. Но вопрос не в том, пойдет ли на такой компромисс Тимошенко. Вопрос в том,  решится ли на него Янукович. 

Виталий Портников, журналист