До первой половины 2014 года включительно российские структуры и персоны пользовались в США четко налаженным и спокойным режимом лоббирования их интересов. На россиян работал узкий круг очень именитых подрядчиков. Некоторые пары "заказчик-подрядчик" были очень устойчивы и существовали по десять и более лет.

При этом зачастую госструктура и частная компания из РФ делили одного элитного подрядчика на двоих. Например, Газпром Экспорт и правительство РФ обслуживала одна и та же международная компания Ketchum. Она же привлекала для выполнения российских контрактов другие фирмы. Напрмер, судя по выясненным обстоятельствам, компания Venable, LLP, занимавшаяся политическим консалтингом российского газового концерна, была, на самом деле субподрядчиком, а роль генерального подрядчика играл все тот же Ketchum. При этом даже за вспомогательную работу газпромовская "дочка" платила весьма щедро: 400 тысяч долларов получила Venable, LLP в 2012 году, 300 тысяч долларов - в 2013 году, 112 тысяч долларов - в 2014 году. В 2015 году такой же подряд был задекларирован, но реально не выполнялся (здесь и далее данные по 2015 году ограничиваются первым полугодием, более свежая информация пока не опубликована). Вероятно, контракт был заморожен по той же причине, по которой Ketchum отказался работать с российским правительством - в 2014 году репутационные риски от такого сотрудничества перевесили для компании ожидаемую прибыль.

Для понимания масштабов: бюджет только на одну эту, далеко не самую размашистую кампанию, соизмерим с суммарными бюджетами за тот же период времени американских лоббистских кампаний в интересах всех украинских клиентов вместе взятых.

На порядок "жирнее" были подряды от газпромовской "дочки" для самого Ketchum, который занимался всем, включая медиа-сопровождение: в 2012 году - 7,25 миллионов долларов, в 2013 - 7,541 миллионов, а в 2014 - 2,456 миллионов. В 2015 году, как и во второй половине 2014 года, подряд был заявлен, но не выполнялся - после того, как РФ заслужила репутацию изгоя, Ketchum был вынужден от российских контрактов отказаться.

Но это российские компании, а что же сама Российская Федерация? Ее в США обслуживал тот же Ketchum, и с большим размахом: в 2012 году суммы контрактов составили 2,143 миллионов долларов, в 2013 - 3,508 миллионов, в 2014 - 2,310 миллионов. В 2015 году Ketchum уже не декларировал выполнения контрактов, но как лоббистская структура, представляющая РФ, все еще был зарегистрирован. Кроме того, на Россию работали политконсультанты из Alston & Bird, LLP: в 2012 году - 271 тысяч долларов, в 2013 - 140 тысяч, в 2014  - 190 тысяч, в 2015 году - 15 тысяч долларов.

Интересно, что такие "тандемы" заказчиков при одной лоббистской фирме практиковали не только дочерняя структура "Газпрома" в паре с правительством РФ в случае с Ketchum. Например, мультимиллиардер Олег Дерипаска с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым и МИДом РФ на пару пользовались услугами Endeavor Law Firm. Невинный подряд на продвижение торговых интересов бизнеса Дерипаски принес Endeavor Law Firm в 2012 году 515 тысяч долларов, в 2013 - 693 тысяч долларов, в 2014 - 617 тысяч долларов, а в первой половине 2015 года - 280 тысяч долларов. То есть, для Олега Дерипаски ни введенные против РФ санкции, ни общая "токсичность" страны как таковой не привели к сокращению финансирования публичных лоббистских проектов. К тому же традиционных: Endeavor Law Firm - старый и проверенный подрядчик Дерипаски, они работают вместе с начала 2000-х.

Интересно, что весь анализируемый период (с 2012 года) обслуживание Сергея Лаврова и МИД РФ ежегодно декларировалось, но без публикации каких бы то ни было данных о проведенных затратах. Было бы понятно, если б контракт был заключен, но находился в "спящем" состоянии год, не более. Или если бы он был переведен посреди года в "спящее" состояние ввиду внезапно возникших обстоятельств - как у Ketchum с Газпромом и правительством РФ в конце 2014 года. Однако раскопки в архивах показывают, что у Лаврова имелся "спящий" контракт с Endeavor Law Firm даже шесть лет назад - со второй половины 2010 года.

Не хотелось бы делать из этого далеко идущие выводы, но кейсы "правительство РФ + Газпромэкспорт" и "Лавров + Дерипаска" заставляет подозревать схему, по которой государственные интересы РФ лоббируются в США за счет денег частных или квази-частных структур.

Аргументы в пользу такого предположения дает следующий наш герой - компания RDIF.

Во второй половине 2014 года в качестве интересанта по лоббированию в США заявил себя RDIF - Российский фонд прямых инвестиций, точнее - его управляющая компания. Это государственный (суверенный) инвестиционный фонд, имеющий российский капитал на сумму около 10 миллиардов долларов. Фонд был создан 6 лет назад для весьма амбициозной цели: на паях с иностранными инвесторами финансировать проекты в России. И, как утверждает фонд, он успел привлечь у иностранных инвесторов 27 миллиардов долларов. На главной странице его сайта красуется обращение президента РФ Владимира Путина. Руководит фондом Кирилл Дмитриев, довольно известный в РФ инвестиционный банкир. Для нас важно, что этот фонд до 2014 года не был замечен в качестве заказчика лоббистских услуг, но как раз два года назад были введены санкции против РФ - и тогда же фонду вдруг потребовались услуги лоббистов. Сам фонд, к слову, попал в санкционные списки летом 2015 года. 

Для обслуживания своих амбициозных задач RDIF нанял сразу две компании - Capitol Counsel, LLC и Goldin Solutions Inc. Первую - для политических консультаций, вторую - для PR. Первая получила во второй половине 2014 и первой половине 2015 года по 90 тысяч долларов. Goldin Solutions Inc во второй половине 2014 года имела еще "спящий" контракт, но в первой половине 2015 года уже заработала 65 тыс долл. Мало? По сравнению с маштабом проблем клиента - мизер. А если учесть, что RDIF сам попал под санкции, но начатая им кампания продолжается, ситуация становится интересной вдвойне. Наблюдаемое сейчас PR-давление за отмену санкций имеет поистине глобальные масштабы. Глава фонда Кирилл Дмитриев активно, в том числе путем платных публикаций в ведущих экономических изданиях и агентствах, уговаривает себя и инвесторов в том, что "санкции будут сняты до конца года", что "Трамп будет прагматичен в отношении возможностей бизнеса с Россией". Из наиболее громких и свежих можно упомянуть не носящую новостного характера публикацию в Financial Times [ссылка на статью в платном доступе - Ред.], в которой в качестве повода использовано участие Путина в Азиатско-Тихоокеанском саммите по экономическому сотрудничеству в ноябре 2016 года в Лиме (Перу). Или появившаяся в середине лета на сайте крупной американской ТВ-компании CNBC публикация  о том, что санкции против РФ будут сняты до конца 2016 года - причем там хедлайнером выступал сам Кирилл Дмитриев. То есть, заказанные RDIF кампании продвигают "инвестиционные возможности", но при этом проводится идея о снятии санкций, которые сильно бьют по российской экономике в целом и по госбюджету РФ.

Публикации такого плана на разнообразных сайтах и в медиа калибром поменьше учету практически не поддаются. Если попробовать поискать при помощи Google публикации о санкциях против RDIF, их удается обнаружить разве что на третьей-четвертой странице поисковой выдачи. А до того - ворох публикаций в стиле "все хорошо и будет еще лучше", а также о том, что санкции с России вот-вот снимут.

В целом, кампания выглядела и выглядит намного дороже и обширнее, чем такая, которую можно получить при бюджете в пару сотен тысяч долларов в год.

Лоббирование российских интересов в США
Лоббирование российских интересов в США


Борис Тизенгаузен
Reputation Management expert
для ЛІГА.net

Читайте также: Тимошенко, Фирташ, Пинчук: кто лоббирует свои интересы в США

Подписывайтесь на аккаунт ЛІГА.net в Twitter, Facebook, ВКонтакте и Одноклассниках: в одной ленте - все, что стоит знать о политике, экономике, бизнесе и финансах.