События в Грузии недавно привели к победе на парламентских выборах оппозиционный блок, что ознаменовало формирование нового правительства и конец единовластия президента Саакашвили. Конечно, это серьезное поражение для грузинского лидера, однако можно предположить, что ему все же удалось минимизировать возможные угрозы.

Сложно представить, что целью России, которая оказывала поддержку грузинским оппозиционерам, было именно премьерство Иванишвили. Судя по предвыборной кампании, целью было проведение "революции наоборот" под лозунгами защиты народного выбора и противодействия фальсификациям. Расчет прост: накачка всеми мыслимыми средствами общественного недовольства, после чего - эскалация конфликта и введение страны в полосу хаоса и гражданского противостояния. Для этого, правда, требовалось, чтобы Саакашвили избрал традиционную модель постсоветского диктатора: пошел на фальсификацию выборов или непризнание невыгодных для себя результатов, еще лучше - применил силу против протестующих. Однако президент проявил политическую мудрость. Он и его партия не стали спаривать результаты выборов, на которых победила оппозиция. Потенциал для раскачки общества сразу улетучился. В итоге, несмотря на существенное тактическое поражение, Саакашвили избежал политической смерти.

Пропасть, которую смог обойти президент Грузии, представляется непреодолимой для украинского руководства.

Является ли победа Партии регионов действительно важной для нынешней власти? Думаю, вопрос для нее не принципиальный. Ведь функции парламента в Украине и так предельно урезаны, а половину его членов составят депутаты-мажоритарщики, с которыми у любой власти всегда неплохо получалось договариваться. Очевидно, что для нынешней системы властных отношений было бы гораздо выгоднее провести выборы, к легитимности которых никто не мог бы придраться. Это позволило бы сохранить плацдарм для дальнейшего лавирования между Западом и Россией.

Пропасть, которую смог обойти президент Грузии, представляется непреодолимой для украинского руководства
Что делает украинская власть? Она в самом законе о выборах заложила ряд сомнительных моментов, которые серьезно влияют на восприятие выборов как легитимных.

Во-первых, формирование избирательных комиссий. Как известно, в их составе нашлось место для таких экзотических структур, как Союз анархистов Украины, но не нашлось для Свободы или УДАРа. Потом это дополнилось заменой членов избиркомов, подозрительными жеребьевками и т.д. Все это изначально поставило легитимность комиссий под большой вопрос.

Во-вторых, система видеотрансляции голосования, которая должна была легитимизировать процесс волеизъявления, оказалась дискредитирована тем, что не только не позволяет увидеть деталей подсчета голосов на участке, но и вообще не позволяет увидеть происходящее на любом участке без предварительного создания 32-х тысяч закладок.

В-третьих, легитимность выборов можно было поставить из-за массового подкупа избирателей, а также попыток административного воздействия на бюджетников и прочих социально зависимых категорий.

Все это несет достаточные основания, чтобы поставить результаты голосования под сомнение еще до их оглашения. Притом, что самой власти все это не очень нужно: ведь и в нынешнем составе парламента она изначально не имела большинства, однако смогла его сколотить. И после нынешних выборов президент и вся властная вертикаль останутся прежними.

Но лично у меня не вызывает сомнения, что на выборах всеми правдами и неправдами попытаются добиться на местах наивысшего результата для Партии регионов. Почему? Потому что в украинской политической системе, где произошло сращивание партии и государства, именно партийный результат станет оценкой для любого местного чиновника. Большинство не пожелают подставиться плохим результатом ПР, а потому бросят все силы, чтобы нарисовать для партии как можно больше.

Теперь представим себе ситуацию. Многочисленные факты свидетельствуют о том, что избиркомы - нелегитимны, подсчет голосов - непрозрачен, все это сопровождается многочисленными скандалами непосредственно в день голосования. Оппозиция требует непризнания выборов, ее мнение разделяют Евросоюз и США, где давно и всерьез разочарованы украинским руководством, которое не привыкло отвечать за свои слова.

Но как поведет себя Россия? Вариант первый: она (и ее партнеры по СНГ) выборы тоже может не признать. Получаем патовую ситуацию - тотальная международная изоляция, которая полностью лишит украинскую власть возможности для маневра. Единственный конечный результат - припасть к ногам государя московского. Вариант второй: Россия результаты признает, но взамен на интеграцию Украины в Таможенный союз, а может - еще дальше и глубже. Результат - практически тот же.

Объективно: для украинской власти было бы наиболее рационально провести выборы честно и прозрачно. Пускай и ценой тактического поражения, которое в нынешней ситуации означало бы немного, поскольку совершенно не изменило бы общей конфигурации власти. Но подобные тонкие расклады, видимо, не для нынешней власти. Она уверенно загоняет себя в ситуацию политического тупика, затягивая на собственной шее веревку и вкладывая ее в чуткие руки соседей.

Петр Олещук, политолог