Новое украинское правительство выделяется, в первую очередь, отсутствием действительно ярких и талантливых персон. О чем говорить, если профессиональный бюрократ Николай Азаров, ненавидимый националистами и просто патриотами Дмитрий Табачник и лидер самого провального политпроекта в истории страны Наталия Королевская выглядят на общем фоне политическими звездами.

Подобный подбор кадров не мог оказаться случайным. Состав второго Кабмина Азарова можно анализировать, исходя из разных заданных параметров. Глядя на представительство олигархических групп (это традиционный вектор анализа любых институтов украинской политики), то нынешнее правительство показательно "семейное". Большая часть министров прошла по квоте лично президента Виктора Януковича и/или людей из его ближайшего окружения. В меньшей степени оказались учтены интересы нескольких известных миллиардеров (инфографика).

Но можно подойти к анализу и с других позиций. Например, исходя из личностных качеств министров.

Как в мире чаще всего формируются или формировались правительства? Вариант: по отраслевому принципу (как, например, в СССР), когда министр - это главный управленец во вверенной ему сфере, который, в теории, должен был выделяться высокими профессиональными навыками и солидным опытом. Другой принцип, распространенный, например, в европейских странах, предполагает, что министр - это политическая фигура, уполномоченная определенной политической силой представлять ее интересы в правительстве. Он осуществляет политическое руководство, однако не обязан быть профессионалом в соответствующей отрасли. Сила министра-политика - поддержка общества через институты парламентского представительства.

В украинском же правительстве большинство его членов - ни политики, ни крупные специалисты в своем деле. Явное исключение - министр инфраструктуры Владимир Козак (хотя, жизнь покажет). Остальные сталкивались с соответствующими отраслями либо опосредованно, либо на региональном уровне, либо на национальном, но без особых успехов. Назвать министров профессионалами высочайшего уровня крайне сложно. Так, министр обороны может похвастаться разве что окончанием военно-финансового вуза и 8-летней службой в Советской армии. Министр образования хотя и работает на своем посту довольно давно, однако ранее не руководил учебными заведениями. О некоторых и сказать особо нечего.

В случае заметного провала в работе они безропотно уйдут с арены. Тому же премьеру из Кабмина прямая дорога на заслуженную пенсию, ведь следующие парламентские выборы нескоро
А кто из министров политик? Королевская, не набравшая на выборах и 2% поддержки украинцев? Или ряд персон, которых ранее широкая публика не видела и ничего о них не знала?

Итак, кто же они - новая команда профессионалов? Очевидно, просто служаки, которых поставили, чтобы реализовывали чужие интересы, не зарываясь и не проявляя лишнюю инициативу.

Еще один момент. Для подавляющего большинства членов правительства их нынешние должности - наивысшая ступень их карьеры, преступить которую они никогда не смогут. Они и так уже прыгнули выше своих голов. В случае заметного провала в работе они безропотно уйдут с арены. Тому же премьеру из Кабмина прямая дорога на заслуженную пенсию, ведь следующие парламентские выборы нескоро. Особо пожалеть будет не о ком.

Итак, подытожим. Новое правительство сложно назвать действительно профессиональным, оно не может опереться на политическую поддержку широкой аудитории и, исходя из этого, организовать развитие общества. Впрочем, какое развитие? Видимо, и цель такая не стоит.

Ночь простоять да день продержаться, делать хорошую мину при плохой игре, направлять финансовые потоки на нужные счета. Больше никто ничего ни от кого не ожидает. Продержатся дольше - молодцы, засыплются - не страшно. Просто придется перетасовать кадры раньше. Главное - кадры такие, что тасовать их можно сколько угодно много раз в любых конфигурациях.

Вот и выходит, что имеем дело с настоящим временным правительством, собранным на период, когда никто ничего хорошего не ждет. Вопрос лишь в том - когда и при каких обстоятельствах им придется покинуть зал заседаний Кабмина.

Петр Олещук, политолог