Пока последствия Минского соглашения-2 для Украины оценивать трудно, так как непонятно, насколько прописанные в нем пункты будут выполнены в том виде и в тех сроках, которые указаны.

Фактически, это вопрос доброй воли президента России Путина, поскольку закрытие украинско-российской границы предполагается сделать последним этапом мирного урегулирования конфликта. А до этого момента в любой миг война снова может быть начата путем переброски новой партии "российских отпускников". Тяжело рассчитывать на выполнение договоренностей с маньяком, который уверовал в свою избранность и абсолют собственной жизненной миссии.

Позиции относительно данного документа крайне противоположные, как в Украине, так и за рубежом. В частности, некоторые польские и литовские политики усомнились в целесообразности данного документа. Реакция в Украине колеблется диапазоне от "нас предали" до "мир спасен".

Документ можно анализировать формально или исходя из политической ситуации. Формально документ не так уж и плох, если вдуматься в содержание его положений.

Следует отметить, что вся критика и все позитивные моменты второго минского протокола, в принципе, достаются в наследство от первого минского протокола. 

Первое соглашение вообще не сильно отличается от второго. Единственное существенное отличие - во втором документе впервые зафиксированы положения не только относительно Донбасса, но и всеукраинской конституционной реформы государства, связанной с децентрализацией и каким-то особым статусом, который будет обсуждаться в контексте территорий так называемых ДНР и ЛНР.

Для Украины приемлема любая ситуация мира, которая не будет предполагать покушение на евроинтеграцию страны, а также на возможность самостоятельного развития вне Таможенного союза

Конечно, это можно рассматривать как то, что Украина поддалась на выполнение требований Кремля, где о "федерализации" твердили весь прошедший год. Но в чем разница между федерализацией и децентрализацией? Федерализация предполагает превращение страны в конгломерат государственных образований. Децентрализация - наделение дополнительными полномочиями местных общин. Разница во всех отношениях колоссальная. И еще, нигде не упоминается "блокирующая роль" Донбасса для решения вопросов евроинтеграции. А ведь, фактически, ради этого война и была развязана. Квази-автономия отдельных районов Донбасса не может радовать, но главное то, что она, если будет реализована, не сможет помешать развитию остальной Украины, а это не может не рассматриваться как плюс.

Украина получила признание своей юрисдикции в Донбассе даже от России. Положения о восстановлении банковской системы на оккупированных территориях и контроля над государственной границей - это все же хоть и ограниченный, но суверенитет. Никакой Новороссии, никаких ДНР и ЛНР - только "отдельные районы".

Так что даже о заморозке конфликта и втором Приднестровье речь не идет. Речь идет о сложной и длительной, но реинтеграции Донбасса. Возможно, даже более скорой, чем мы все думаем.

В целом, если Украина будет контролировать банковскую систему и границу - то не столь важно, кто буде избирать прокуроров в отдельных районах двух областей страны.

Потому с формальной точки зрения, если данный документ будет исполнен, то Украина скорее выиграет. Потому что мир для Украины, даже такой - не до конца полноценный и, возможно, не полностью выигрышный, намного выгоднее. Ведь вся тяжесть войны все равно ложится на Украину. Это и подрыв экономики, и человеческие жертвы, и разрушенная инфраструктура.

В принципе, для Украины любая ситуация мира, которая не будет предполагать покушение на евроинтеграцию страны, а также на возможность самостоятельного развития вне Таможенного союза - приемлема.

Потому что у нас появляется еще один шанс, наконец, провести реформы, укрепить национальную экономику и армию. А упешная Украина и ее развитие даже при больших потерях сами по себе являются победой в борьбе с Путиным. Ведь главная задача Путина - это не захват отдельных районов нашей страны (или даже областей), а превращение Украины в территорию войны и хаоса, которая будет постоянным пугалом для россиян в целом и крымчан, в частности. Мол, смотрите, к чему приводят революции. Стабилизация Украины и выход пускай на медленное, но развитие - лучший удар по путинизму.

Другой вопрос, как долго продлится мир и вообще - будут ли выполняться нормы Минского протокола от 12 февраля?

И тут мы переходим от формальных норм к анализу ситуации.

Конечно же, гарантий выполнения нет, так как мы имеем дело с Путиным. Мы можем только догадываться, на чем непосредственно зиждется надежда сторон на то, что договор будет выполнен. Мы не знаем обо всех сдерживающих механизмах, о которых говорили лидеры за закрытыми дверями. Но думаю, что в отличие от первого минского соглашения меры по принуждению Путина к соблюдению протокола были предложены.

На данный момент то, что прописано во втором минском протоколе - это максимум, который Украина могла получить прямо сейчас. Без решительной и полной военной победы мы на большее рассчитывать не можем. А на полную военную победу надеяться в данной ситуации мы не можем тем более - слишком разный потенциал России и Украины в военной сфере. Более того, Путин может продолжать войну в таком формате довольно долго. Состояние российского общества позволяет ему  практически неограниченно убивать собственных граждан в степях Донбасса, не опасаясь бунтов или недовольства. Украина себе такого позволить не может. Кроме моральной стороны, каждая жертва войны - это тот, кто в будущем не сможет приложить свои руки к строительству новой Украины.

Даже если бы нам помогли вооружением, мы бы все равно теряли время и жизни - пока соответствующие решения разрабатываются, принимаются и вступают в силу. А время и жизни - единственное, чего нельзя вернуть. Можно пересмотреть долги, переписать законы и заключить новые международные соглашения, а время и жизни не вернет никто.

Нужно быть реалистами. Даже если бы нам помогли вооружением, мы бы все равно теряли время и жизни - пока соответствующие решения разрабатываются, принимаются и вступают в силу. А время и жизни - единственное, чего нельзя вернуть.

Конечно, есть ряд опасностей.

Во-первых, выглядит вероятным, что Путин пойдет на срыв договоренностей, продолжение войны ему выгодно. Конечно, он попытается переложить вину за это на других, устраивая очередной каскад провокаций. И к этому Украина должна быть готова.

Во-вторых, будут попытки переписать соглашения, продавливая те или иные поправки, а также меня суть подписанного.

В-третьих, вероятно продолжатся попытки раскачивания ситуации внутри Украины под тем или иным предлогом. Разжигание недовольства, провокации, теракты - это то, к чему должно быть готово украинское общество.

Уверен, Путин и не думает отказываться от Украины, и попытается использовать некоторую тактическую паузу в своих интересах. Главное, чтобы Украина потратила это время не так, как время "первого перемирия". То есть, не на политические разборки, а на укрепление государства.

Минск-2 - это не победа и не поражение. Это просто этап развития конфликта, но этап, который также не лишен некоторых шансов для Украины. И только от самой Украины зависит, насколько эти шансы будут использованы.

Пока что Украина должна взять следующий максимум из ситуации: 1) добиться освобождения как можно большего числа военнопленных и заложников; 2) максимально продлить время без активных боевых действий; 3) перегруппировать силы, подтянуть резервы, быть готовой ко всему. Использовать потенциал "мира", будучи готовой в любой момент максимально эффективно вернуться к войне. 


Петр Олещук, политолог