Ги Верхофстадт
- бывший премьер-министр Бельгии, президент Альянса либералов и демократов в Европейской группе (ALDE) в Европарламенте. В начале января он выдвигал свою кандидатуру на пост президента Европарламента. Колонка, перевод которой предлагает вам LIGA.net, опубликована Project Syndicate.

Предстоящие выборы в Нидерландах, Франции и Германии будет проходить, возможно, в самых сложных политических обстоятельствах с момента создания Европейского Союза. Послевоенному либерально-демократическому порядку предстоят испытания во всем мире, но особенно трудна ситуация в Европе. ЕС сталкивается с проблемами, среди которых наиболее важны нарастающая агрессия России, не спадающая террористическая угроза, падение эффективности демократических институтов и неравномерность экономического развития.

После референдума о Brexit в Великобритании и избрания Дональда Трампа президентом США, главный вопрос, который стоит перед Европой, выглядит так: приобретут ли популистские и националистические силы такое же влияние в ключевых странах Евросоюза?

В Нидерландах Герт Вилдерс и его крайне правая Партия свободы по опросам уверенно лидируют накануне выборов,  которые пройдут в следующем месяце. Вилдерс решительно поддержал попытку Трампа запретить въезд в страну граждан семи мусульманских стран. Как и главный стратег Трампа, Стивен Бэннон, Вилдерс рассматривает мир через призму расизма и считает себя участником всемирной битвы во имя спасения западной цивилизации от ислама.

Ни одна другая голландская парламентская партия такие взгляды не поддерживает, поэтому крайне маловероятно, что Вилдерсу удастся сформировать коалиционное правительство для реализации своей программы. Поскольку позиции премьер-министра Нидерландов Марка Рютте все еще сильны, Вилдерс, вероятнее всего, так и не получит свободы рук в правительстве.

Если националистические демоны прошлого будут выпущены на волю, Евросоюз в его нынешнем виде вообще может перестать существовать.

Во Франции лидер крайне правого Национального фронта Марин Ле Пен сейчас лидирует по опросам общественного мнения на президентских выборах, которые пройдут в два тура в апреле и мае. Ле Пен пообещала в случае победы провести референдум о членстве Франции в еврозоне, несмотря на предупреждение Банка Франции о том, что выход из валютного союза может увеличить французский национальный долг на 30 миллиардов евро в год. Ле Пен также намерена демонтировать такой важный компонент европейской интеграции, как прозрачность внутренних границ Евросоюза для европейских граждан.

Во время референдума по Brexit в Великобритании и на президентских выборах в США избиратели из крупных городов в подавляющем большинстве поддержали, соответственно, "Не выходить" и Хиллари Клинтон. Скорее всего, на французских выборах мы увидим аналогичную картину. Но в то время как возрождение британского и американского национализма поддержали голосами пожилые избиратели, Ле Пен обязана своей популярности в основном молодежи - и это тревожный признак того, что ключевые группы французских избирателей осознают недостаточность реализации своих гражданских прав.

Победа Ле Пен, вне всякого сомненния, дестабилизирует Европу и политически, и экономически. Если националистические демоны прошлого будут выпущены на волю, Евросоюз в его нынешнем виде вообще может перестать существовать. Однако у тех, кто исповедует принципы либеральной демократии, верховенства права и европейской интеграции, еще есть время мобилизоваться вокруг альтернативного кандидата, который, скорее всего, сможет победить во втором раунде Ле Пен, чтобы, как можно надеяться, провести долгожданные реформы и сохранить ключевую роль, которую Франция играет в Европе.

Придя во власть, лидеры крайне правых националистов очень скоро обнаружат, что давать популистские обещания значительно легче, чем сдержать их.

На выборах в Германии, которые пройдут позже в этом году, крайне правая партия Альтернатива для Германии  вряд ли сможет получить право назначать канцлера, даже несмотря на поддержку, которую она получает от России. Но следующему канцлеру, кто бы им ни стал - социал-демократ Мартин Шульц или снова Ангела Меркель - придется возглавить всемирную коалицию защитников того, что осталось от послевоенного порядка. В это движение могут включится Канада, Австралия и союзники Запада в Азии, но его основой так или иначе должно стать приведение в порядок Европейского дома.

Европейцы недавно отметили 25-ю годовщину подписания Маастрихтского договора, который стал главной вехой в истории европейской интеграции. В последние годы стало понятно, что сил одного только ЕС недостаточно для решения всех проблем, с которыми сейчас сталкивается Европа. Германия должна помочь исправить эту ситуацию, выстроить образ более уверенной в своих силах и более амбициозной Европы - образ, который поможет преодолеть внутренние разногласия, усилить ощущение безопасности, а также показать пример урегулирования проблемы миграции.

Сценарий, при котором в Европе возникнут новые движения для противостояния силам национализма и популизма, вовсе не выглядит натянутым. И хотя бывший лидер Партии независимости Великобритании Найджел Фарадж, Вилдерс, Ле Пен и их сподвижники продолжают изображать из себя отважных борцов против истеблишмента, их репутацию уничтожает их собственный успех - и, как в случае с партией Фараджа, финансовые скандалы.

Сторонники политической демагогии смогут сами оценить своих избранников по их результатам, а победа так или иначе останется за истиной, разумом и уважением к демократическим ценностям.

Если же лидеры крайне правых националистов все-таки придут к власти в некоторых крупных странах Запада, они очень скоро обнаружат, что давать популистские обещания значительно легче, чем сдержать их - как это хорошо показало тревожное и хаотичное начало работы администрации Трампа. Трамп, сторонники Brexit и их коллеги в других странах еще должны доказать, что они способны обеспечить общее экономическое процветание и использовать глобальные системы отношений, грамотно и профессионально ведя себя на мировой арене.

Должно быть очевидно, что в глобализованном мире, где отдельные государства-нации становятся все менее значимы, скороспелые рецепты национал-популистов не могут обеспечить перемен, которых требуют люди. К счастью, у нас всегда останется в качестве прогрессивной альтернативы либеральная демократия, и победа Меркель или Шульца в Германии в сочетании с поражением Ле Пен во Франции может предвещать начало ее глобального контрнаступления.

Тем временем новые проевропейские центристские движения уже появились по всей Европе - от Nowoczesna (Современность) в Польше до Ciudadanos (Граждане) в Испании. Эти партии брезгливо относятся к популистским спекуляциям и не основывают свой успех на спонсируемых из России пропагадистских ботах и троллинге в социальных сетях.

Теперь, когда популисты в некоторых странах пришли к власти, именно на либералах лежит ответственность за привлечение их к ответу и предложение альтернативны. Унижение людей, которые голосовали за Brexit, Трампа или их европейские аналоги, не представляется достойной стратегией. Приверженцы политической демагогии должны сами оценить своих избранников по их результатам, а победа так или иначе останется за истиной, разумом и уважением к демократическим ценностям.

Ги Верхофстадт
бывший премьер-министр Бельгии,
президент Альянса либералов и демократов
в Европейской группе (ALDE) в Европарламенте

Copyright: Project Syndicate, 2016
Читайте также: Гибридная война России против Запада: пора ответить Путину
Подписывайтесь на аккаунт LIGA.net в Twitter, Facebook, ВКонтакте и Одноклассниках: в одной ленте - все, что стоит знать о политике, экономике, бизнесе и финансах.