UA

скрепы | Московский патриархат и томос Киеву: как РПЦ стала автокефальной

02.08.2018, 07:45
Московский патриархат и томос Киеву: как РПЦ стала автокефальной - Фото
Кремль (фото - iStock/Global Images Ukraine)

Москва силой вынудила Вселенского патриарха дать ей автономию. В Кремле об этом забыли и теперь саботируют мирную передачу автокефалии Киеву

Откуда взялся Московский патриархат

История Московского патриархата (МП) или Русской православной церкви (РПЦ) начинается после захвата Киева монголо-татарами в 1240 году. Киевская митрополия распадается на западную (она затем на Галицкую и Литовскую) и восточную часть – с центром в Москве. Обе части подчинялись Константинополю.

В 1448 году Папа Римский Евгений IV инициировал Вселенский собор православных и католиков, чтобы снять разногласия между церквями. Рассматривались вопросы, касающиеся чистилища (у православных нет такого понятия), главенства папы во Вселенской Церкви и совершения таинств. Закончилось это подписанием Флорентийской унии.

В Москве назвали унию "предательством" православия Вселенским патриархом и без согласия с ним выбрали епископа Иона митрополитом "Московским и всея Руси".

 Фрагмент картины Ильи Глазунова "Борис Годунов" (Фото)

На протяжении 150 лет, Московское царство самостоятельно управляло митрополией без вмешательства Константинополя. В 1588 году московитам удалось получить от главы Вселенской церкви Иеремии ІІ автокефалию. Он благословил первого патриарха Руси митрополита Иова, а 1593 году в Константинополе за утверждение Московского патриархата проголосовал Священный синод.

В Российской империи РПЦ руководили обер-прокуроры – светские чиновники, назначенные императором. Полная подчиненность авторитарному государству - одна из основных характеристик московского православия.

Почему Москва захотела отделиться от Константинополя

Главная причина – это развитие самодержавия в Российском государстве. За время правления Ивана Грозного, Московия добилась расширения территории на восток, хоть и проиграла на западе – в Ливонской войне. Московские правители понимали, что наличие патриархата позволит наращивать внешнее влияние.

Кроме того, московиты ощущали превосходство в средневековом мире над греками из Вселенской церкви. Греки после завоевания Константинополя турками находились под властью Османской империи. Константинопольский патриархат платил золотом султану для сохранения православных приходов, а Москва как раз освободилась от татарского владычества и вела завоевательные войны.

Поэтому, когда Константинопольский патриарх Иеремия II со свитой просил принять его в Москве в 1588 году, русские понимали, как они смогут использовать его визит. 

Историк Андрей Богданов в книге "Тайны Московской Патриархии" пишет, что зачинщиком плана по обретению патриархата был боярин и будущий царь Борис Годунов. 

Как Русская церковь добилась автокефалии

Патриарх Иеремия ІІ, как и его предшественники, ездили с протянутой рукой к православным правителям Европы с просьбой о пожертвовании. Когда он явился в Москву, то у Годунова родился план воспользоваться тяжким положением патриарха и вынудить его к предоставлению автономии Московской митрополии.  

После первого общения Годунову стало понятно, что хотя патриарх и приехал за милостыней, но он и не думает о том, чтобы благословить Москву на учреждение патриаршего престола.

"Это нежелание, свойственное восточному духовенству, утратившему богатство и влияние и потому особенно отстаивавшему свое первенство в церковной иерархии", – пишет Андрей Богданов.  

Иеремию со спутниками изолировали от внешнего мира в замкнутый двор, хотя обеспечили все почести. Годунов сделал ставку на "измор", внедрив в окружение патриарха своих людей. 

Через полгода мягкого заточения, спутник патриарха, архиепископ Арсений Елассонский, заявил, что он решил оставаться в Москве.

Читайте также: "Москва угрожает глобальным расколом за автокефалию УПЦ"

Теперь патриарх должен был сделать выбор: совершать попытки по возвращению в Константинополь (без денег он не мог) или уговорить русских возглавить патриархию тут. Дальше тянуть было невозможно – в Константинополе могла разразиться борьба за патриарший престол. 

Патриарх Иеремия ІІ Тронос (Фото: history.org)

Когда Годунову доложили, что патриарх заговорил о патриархии в Москве, то он через своих людей тайно предложил Иеремии возглавить РПЦ. И тот согласился.

Между тем, царь Федор Иоаннович объявил о необходимости учреждения в России патриаршества, но без константинопольского патриарха. Бояре негодовали, мол, заезжий патриарх не знает здешних обычаев и языка.

Тогда Годунов предложил Иеремии править из Владимира. Иеремия не согласился, мотивировал это тем, что ему нужно быть возле царя.

Патриарх долго не соглашался, чтобы в Москве был кто-то, кроме него. Годунову нужен был свой патриарх – митрополит Иов. Нехотя, под давлением обстоятельств, Иеремия дал добро учредить патриархат в Москве.

Царь созвал Собор и духовенство одобрило замысел о патриархате. Иеремия вернулся с русскими дарами в Константинополь и провел полную процедуру, согласно канонам учреждения автокефалии.

Почему Москва протестует против учреждения патриархата в Киеве

Русская Православная Церковь объединяет самое большое сообщество православных в мире – 36 тыс. приходов посещает от 90 до 120 млн верующих (треть приходов находится в Украине). Часть приходов, и возможно, статус крупнейшей православной церкви, Москва потеряет. Кроме этого, для Москвы есть идеологическая потеря – в РПЦ, после предоставления томоса не смогут называть себя наследницей традиции крещения Руси князем Владимиром. 

Москва станет "вторичной" по отношению к Киеву и крещению Руси. Столица Украины возродится в новом церковном статусе, уже не митрополии Константинополя, а независимой церкви.  

Главные доводы Москвы против томоса:
 
♦ В Киеве действует каноническая церковь – УПЦ (МП). Томос приведет к расколу православия; 

♦ Константинополь не имеет права давать томос Киеву, потому что уже признал переход канонических земель Руси к Московскому патриархату;

♦ Томос для Киева приведет к кровопролитию и захвату храмов; 

Но, похоже, Варфоломей не приемлет аргументы РПЦ и томос будет предоставлен в этом году. Об этом написал еще в мае богослов и бывший иерарх УПЦ МП Кирилл Говорун, также заявлял о томосе президент Петр Порошенко.  А в День крещения Руси делегация из Константинополя приезжала в Киев и привезла письмо от Вселенского патриарха, в котором он подтвердил намерение "даровать Украинской церкви автокефалию". Хотя политики надеялись, что томос должен быть дарован в День крещение Руси в качестве подарка.

Отсрочки могла попросить дипломатическая миссия Константинополя, которая не успела объехать все 14 автокефальные православные церкви и проинформировать их о будущем решении Варфоломея, говорят религиоведы. 

Филарет может стать патриархом канонической Украинской православной церкви с центром в Киеве (Фото: LIGA.net)

Также, на руку сторонникам томоса неприязнь Вселенского патриарха Варфоломея к РПЦ после игнорирования Кириллом Вселенского собора Православных церквей. Представление автокефалии (томоса) Украинской церкви ему выгодно как элемент ослабления РПЦ, а для Украины это закрепление курса на независимость. Ведь, последние дарования томоса православным церквям Эстонии, Чехии и Словакии символизировали уход от прямого подчинения Кремлю и "разрыву с империей". 

Главный аргумент Константинополя:

♦ Киев - каноническая территория Вселенского патриархата в Константинополе. Следовательно, Варфоломей имеет право на предоставление томоса;

По словам Патриарха Филарета, после решения о томосе будет созван объединительный Синод Украинской православной церкви: Киевского Патриархата (УПЦ КП), Автокефальной церкви (УАПЦ) и части Московского патриархата (УПЦ МП), что позволит создать новую независимую церковь.

Если с получением томоса есть относительная ясность, то неизвестно, кому отойдут: Киево-Печерская лавра, Свято-Успенская Почаевская и Святогорская лавры и многие храмы УПЦ МП, где хранятся православные реликвии и мощи первых киевских святых.

По версии Филарета, монастыри с имуществом должны естественным образом быть частью объединенной церкви с центром в Киеве.

Русский богослов Андрей Кураев говорит, что Москва также может побороться за киевские святыни, если переключится от противодействия томосу к сохранению статуса прихожан, приходов и монастырей, которые пожелают остаться в УПЦ МП. По его словам, лучший вариант для Москвы - передать оставшиеся лояльными к Москве украинские приходы в РПЦЗ (Российская Православная Церковь за границей, – ред). 

Дмитрий Бобрицкий

журналист LIGA.net
Если Вы заметили орфографическую ошибку, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Вакансии
Больше вакансий
Project Manager (впровадження CRM)
Киев Група компаній ЛІГА
Редактор стрічки новин
Киев Медіа холдинг Ligamedia
Head of PR
Киев Група компаній "ЛІГА"
Разместить вакансию

Комментарии

Последние новости
Популярное