На прошлой неделе  Министерство энергетики и угольной промышленности отрапортовало о вводе в промышленную разработку шести газовых месторождений. Эта новость была воспринята общественностью весьма оптимистично и трактовалась чуть ли не как весомый вклад в становление энергетической независимости Украины.

На самом деле все намного прозаичнее.

Все упомянутые месторождения - Горобцовское, Кобзевское, Западно-Староверовское, Евгениевское, Дробышевское и Валюховское - были открыты государственной компанией Укргаздобыча, много лет назад. Компания уже провела на этих площадях геологические изыскания, и вела добычу газа. Поэтому на самом деле ничего не изменилось, просто Минэнерго подписало приказы.

При этом реальные проблемы газодобывающих компаний остаются без должного внимания. Ситуация в газодобывающей действительно катастрофическая и Минэнерговместе с Кабинетом Минитсров мало чем помогают.

Сегодня за украинский газ платят чуть больше $30 за тыс. кубометров, а импортный обходится в десять раз дороже. Фактически Украина продолжает спонсировать добычу газа за рубежом.

Казалось бы, газовая блокада Украины со стороны Газпрома должна заставить украинские власти быстро и эффективно решать проблемы собственной добычи, создать благоприятные условия для работы компаний и притока инвестиций.

В реальности все происходит наоборот: газодобывающим компаниям сегодня работается хуже, чем раньше. Крупнейшая добывающая компания страны Укргаздобыча, на которую приходится 75% всей добычи, продолжает продавать Нафтогазу свой газ за бесценок - по 419 гривен за тыс. кубометров (с НДС). При этом Нафтогаз умудрился задолжать Укргаздобыче за этот газ 3 млрд гривен.

Выходит, что сегодня за украинский газ платят чуть больше $30 за тыс. кубометров, а импортный обходится в десять раз дороже. Фактически Украина продолжает спонсировать добычу газа за рубежом.

В мае правительство решилось на непопулярный шаг и повысило цены на газ для населения в среднем в полтора раза, теперь люди платят от 1 089 до 4 019 грн. за тыс. кубометров. При этом Укргаздобыча от этого повышения ничего не получила. Весь дополнительный доход уходит Нафтогазу, на улучшение финансового состояния.

Несколько месяцев назад Укргаздобыча разработала и подала на утверждение инвестиционный проект, который предполагал повышения закупочных цен на собственный газ до 800 гривен, вырученные средства должны были пойти на закупку оборудования, бурение, строительство новых объектов и модернизацию.

В госкомпании планировали, что за счет этого удастся нарастить добычу газа на 10% до 16,5 млрд. кубометров в течении двух лет. Но инвестпрограмма так и не была согласована Кабмином.

Выходит, что сегодня за украинский газ платят чуть больше $30 за тыс. кубометров, а импортный обходится в десять раз дороже. Фактически Украина продолжает спонсировать добычу газа за рубежом.

Не лучше дела у частых газодобывающих компаний. С августа резко повысились ставки на пользование недрами. Как результат резко поменялось планы добывающих предприятий.

До августа, частная газодобыча стремительно развивалась, и за первые 7 месяцев прирост добычи составил 37%. Но введение новых налогов заставил компании пересмотреть инвестиционные планы и забыть о новых проектах. Получилось, что своими налоговыми инициативами правительство тормозит развитие целой отрасли.

Провальной оказалась и единственная попытка Госгеонедра провести аукцион по продаже нефтегазовых участков. На конкурс было выставлено 6 нефтегазовых площадей, но не нашлось никого, кто бы ими заинтересовался.

К сожалению, приходится говорить, что действия государства в сфере добычи углеводородов не отвечает вызовам времени, и идут вразрез с ожиданиями добывающих компаний, трейдеров, и даже потребителей. Сегодня нефтегазодобывающая отрасль нуждается в кардинальном реформировании, от этого во многом будет зависеть будущая энергонезависимость страны. Поэтому не только правительству, но и Президенту необходимо активно участвовать в этих процессах.

Опыт показывает, что в Украине газ всегда был бизнесом президентов и от этого никуда от этого не деться.  

Автор - аналитик консалтинговой компании Newfolk Геннадий Кобаль