9 июля новоизбранный президент Петр Порошенко был в ударе. Его речь на встрече с активистами общественных организаций неоднократно прерывалась овациями. Президент говорил простые и правильные вещи: гражданское общество, дерегуляция, радикальные и быстрые реформы. Особый акцент Порошенко сделал на внедрении связи третьего поколения. "Есть реформы, которые позволят получить очень быстрый результат, например, внедрение современных технологий связи 3G/4G. Я не понимаю, почему Украина чуть ли не последняя страна в мире, где нет 4G?!" - эмоционально обращался он к сотням присутствовавших в зале. В ответ - радостные овации.

Спустя две недели президент подписал указ "Об обеспечении условий для внедрения современных телекоммуникационных технологий", суть которого - до 30 октября провести тендеры частот для 3G. Члены команды Порошенко на каждом углу (эфире) рассказывали о пользе этой технологии для граждан и экономики. В общем, сделали все, чтобы 3G стало знаменем реформ и перемен в новой, победившей тиранию Украине.

Члены команды Порошенко на каждом углу (эфире) рассказывали о пользе этой технологии для граждан и экономики. В общем, сделали все, чтобы 3G стало знаменем реформ и перемен в новой, победившей тиранию Украине

30 октября давно позади. Нет даже ориентировочной даты тендера. Кабмин 4 раза заворачивал правила с условиями тендера, которые предлагал регулятор телекомотрасли НКРСИ. Правительству не нравился то принцип расчета стоимости лицензии, то российское происхождение операторов. На своем последнем заседании 26 ноября Кабмин также не стал рассматривать вопрос 3G-тендера: теперь хотят повысить цену лицензии пропорционально девальвации гривни. Многострадальную 3G будет рассматривать уже новый Кабмин. Когда? Неизвестно…

Все рациональные объяснения такой задержки с 3G исчерпаны. Самая популярная версия - Кабмин тянул время, подыгрывая ахметовскому Укртелекому, который с весны бегал по рынку, пытаясь продать свою эксклюзивную лицензию 3G, - уже неактуальна. Говорят, больше не бегает. Не договорились.

"3G - это поражение системы… Требовать индексирование инвестиций - это сумасшедший непрофессионализм. Есть достаточно стран, куда можно инвестировать и где правительство более адекватное. История о 3G - это история о том, как возможность привлечь инвестиции и создать хотя бы имитацию привлекательного инвестклимата можно уничтожить" - такой несдержанный пост написал обычно мегатолерантный заместитель главы администрации президента Дмитрий Шимкив после последнего решения Кабмина перенести рассмотрение вопроса о 3G.

Это поражение не системы, а конкретного человека - Петра Порошенко. Президент во всеуслышание неоднократно пообещал народу 3G, глава правительства Арсений Яценюк не менее публично сделал все, чтобы данное обещание не было выполнено. 3G - это же знамя, символ, и выбить его из рук конкурента - инстинкт политика.

3G - это же знамя, символ, и выбить его из рук конкурента - инстинкт политика.

И дело не только в гипертрофированном эго и амбициозности Яценюка, который уже видит себя следующим президентом Украины (стоит признать, что это не самая подходящая мечта для человека, которому предстоит провести в стране очень и очень непопулярные реформы). 3G Порошенко саботировал бы любой независимый премьер.

По мнению нобелевского лауреата, экономиста Роберта Майрсона, в политической системе Украины есть существенный дефект, который из раза в раз провоцирует конфликт между премьером и президентом. Последний имеет большое влияние на власть в регионах и очень незначительное - на Кабмин, в то время как правительство отвечает за реализацию экономической политики во всей стране, хотя на региональном уровне имплементация его решений часто зависит от желания президента. Понимая шаткость своих реальных полномочий, оба государственных топ-менеджера начинают выстраивать властную вертикаль под себя и вставлять палки в колеса решениям, исходящим от противоположного лагеря.

Этот перекос должна устранить конституционная реформа и децентрализация, но для этого нужно время. А реформировать, читай - спасать экономику страны, необходимо прямо сейчас. Что же делать?

Может быть, Петру Порошенко стоит публично заявить, что он против сокращения госрасходов, дерегуляции бизнеса, либерализации энергорынка, упрощения налоговой системы, борьбы с монополиями, преференциями для олигархов и других жизненно необходимых для Украины вещей. И тогда Арсений Яценюк наконец-то займется важными для страны делами, не боясь кому-то подыграть и показаться исполнителем чужих идей. (Чем занимался Кабмин на последнем заседании, можно посмотреть здесь.)

И наверное, отдельно стоит попросить Порошенко, чтобы он заявил, что 3G ему абсолютно, вообще, ну ни капельки не интересна.

Борис Давиденко, главный редактор редакции деловой информации 

портала ЛIГА.net