Недавно в архитектурной среде столицы разразился скандал. Мэр Виталий Кличко с шумом уволил главу Департамента градостроительства и архитектуры Сергея Целовальника (главного архитектора) - якобы за неудовлетворительные результаты борьбы с МАФами и наружной рекламой.

СМИ тут же заявили, что наружка как раз ни при чем: Сергея Анатольевича просто сделали крайним, и ему пришлось стать ритуальной жертвой накануне выборов, приняв на себя весь народный гнев, накопившийся за десятилетия царящего в Киеве строительного беспредела.

Система стрелочников

Не имея ни малейшей цели защищать или оправдывать главного архитектора (к его деятельности объективно накопилось немало вопросов), не могу, однако, не согласиться с журналистами.

Целовальника сделали стрелочником. Тем самым, которых у нас принято находить из года в год по любому поводу, будь то нелепый МАФ у входа в памятник, охраняемый ЮНЕСКО, или проект торгово-развлекательного центра высшей, 5-й категории сложности, созданный с преступными ошибками и просчетами.

В сферу отечественного строительства и проектирования психология стрелочников вросла особенно прочно.

Посмотрим на законодательство, обеспечивающее работу строительной отрасли. Оно написано и переписано так, что найти виновного за грубые расчеты в проекте, явные подтасовки, нарушения или брак в ходе ведения работ практически невозможно. И случись, не дай Бог, беда - кого и где искать? Кого привлекать? С кого спрашивать?

Явно не с Государственной архитектурно-строительной инспекции, которая благословляет проект и контролирует его строительство. И не с чиновников из профильного министерства, которое - теоретически - мониторит рынок и должно давать красный свет недобросовестно сооружаемым проектам. Эти чиновники открещиваются, кивают на местных.

В свою очередь местные власти, которые вплотную работают с застройщиком, тоже оказываются не при делах. Им вовсе неинтересно, что и как строится. Интересует лишь одно: кем строится и насколько сговорчив и щедр очередной девелопер.

Всю ответственность за проект закон возлагает лишь на двух человек - главного инженера и главного архитектора проекта.

Нередко это и вовсе подставные фигуры. Стрелочники. И к слову, за всю историю украинского рынка недвижимости ни главный инженер, ни архитектор ни разу не ответили ни за какие проблемы и трагедии, возникающие в результате их просчетов - умышленных или невольных.

Вы знаете, например, что главный архитектор одного из крупнейших столичных торгово-развлекательных комплексов (который построен с множеством нарушений!) - это престарелый почтенный человек, которому давно за 80 и который уже много лет в эмиграции? Специально находят людей, не имеющих отношения к проекту, но готовых быть подписантами.   

Явная безнаказанность порождает все большие преступления. Девелоперу в сложившихся условиях важно одно - построить и сдать объект как можно быстрее. Чтобы ему не успели помешать, запретить, содрать с него еще три шкуры… Чтобы сэкономить и время, и деньги. Что делает девелопер? Он идет и платит так называемым контролирующим органам

Именно платит. Увы, старые схемы "решения вопросов" никуда не делись - поднялась только планка тарифа.

Как только вопрос решен - чиновники закрывают глаза на проблемную стройку, будь она правильная или сто раз неправильная.

К слову, неправильной интересуются активнее - за нее можно получить гораздо больше. И не раз - потом можно еще шантажировать застройщика.

И пусть у тебя нарушения, которые просто несовместимы с эксплуатацией зданий. Такие здания сегодня существуют. И функционируют - в том числе даже не будучи принятыми в эксплуатацию! Чиновники знают это. И спят спокойно: они не отвечают за то, что ты так построил.

шулявка.jpg

Вспомним, сколько пожаров - к сожалению, и с жертвами тоже - было только в Киеве за последние годы. Хорошо запомнилась жилая 25-этажка на Шулявке - загорелась в 2013-м из-за того, что в качестве обшивки применялся легковоспламеняющийся, а не огнеупорный пенопласт. Люди, спасаясь, прыгали из окон.  К счастью, все остались живы. А разве, скажите, это не было известно, когда дом сдавался в эксплуатацию? Было известно. Но никто не суетился. Даже если найдут чиновников, закрывавших на это глаза, они не предстанут перед судом.

Печальный опыт

Напомню две истории. Они очень похожи, но существенно отличаются своим финалом. И там, и там - трагедии с человеческими жертвами, ставшие возможными по причине преступной халатности или непрофессионализма проектантов и девелоперов.

В Москве в 2004-м на детей, плескавшихся в аквапарке, обрушились тонны стекла: упала кровля… Погибло 28 человек, треть из которых - дети. Еще две сотни оказались травмированы. Следствие выяснило, что были допущены просчеты в конструктиве. Главного конструктора проекта Нодара Канчели признали виновным, но… отпустили по амнистии в честь 100-летия Госдумы. Начальника Мосгорэкспертизы Анатолия Воронина вообще виновным не признали.

То есть никто за случившееся так и не ответил. На месте трагедии уже стоит новый аквапарк, где плещутся дети… Потерпевшие и их родственники обратились за защитой в Европейский суд. Тщетно.

рига.jpg

В Риге в 2012-м обрушился торговый центр Maxima. Погибло 54 человека. Три дня пострадавших доставали из-под завалов. Президент страны Андрис Берзиньш назвал эту трагедию массовым убийством. Был объявлен трехдневный траур.

Среди причин трагедии называлась некачественная сборка металлоконструкций. Парламент своим решением распустил всю госстройинспекцию и создал новое бюро по контролю за строительством.

Премьер-министр подал в отставку. На месте трагедии построили мемориал погибшим. Следствие идет до сих пор. Под стражу заключены строительный инженер и автор стройэкспертизы проекта. Статус подозреваемого присвоен архитектору Андрису Калинке. По мнению Генпрокурора Латвии, подозреваемыми могут стать и чиновники Рижской думы. Рано или поздно за грубые просчеты и недобросовестную работу ответят все виновные - без исключения. Поголовно.

Это - Рига, Латвия, Европа. Европа с ее общечеловеческими ценностями и четкой зоной ответственности каждого. Европа, в которую, как принято считать, мы активно стремимся. Но нужны ли мы там?

В Европе не приемлют психологию стрелочников. Там не поймут, как у нас в доме, который не принят в эксплуатацию, живут люди. Не поймут, как можно возвести ТРЦ, рассчитанный на тысячи посетителей, не проведя экспертизы несущих конструкций

Не поймут, как можно разбить на секции многоподъездную высотку и сдавать ее вот так, посекционно, только для того, чтобы не платить дополнительно за высокую категорию сложности, к которой это здание относится, и не проходить экспертизу. Как можно сдавать такое здание по низшей, третьей, категории - без экспертизы, на авось.

В Европе не поймут, почему власти на местах не хотят брать на себя ответственность за застройку их территории и почему застройщики должны нести контролирующим органам взятки, несмотря на все разговоры о тотальной борьбе с коррупцией и о децентрализации. И уж тем более им не понять, что значит "не подмажешь - не построишь".

Елена Шуляк - глава Совета Ukrainian Building Community