Жалобы на качество базовой общевойсковой подготовки (БОВП) мы слышим постоянно и повсеместно. Жалуются на содержание, на форму, на время, на еду, на качество стрелковой/инженерной/физической подготовки.

Насколько трудно улучшить БОВП?

Посмотрим со стороны финансов, есть ли тут потенциал.

Открытые источники приводят определенные данные о том, в какую сумму обходится подготовка солдата. Сухопутные войска в декабре прошлого года нам сообщили, что в расчете на одного рекрута:

- на обмундирование выделяется около 100 000 гривен;

- на боеприпасы – 75 727 гривен;

- 5681 гривна – на продовольствие.

Здесь явно не все, потому что не учтены:

- зарплаты инструкторов и прочего персонала;

- "расходники" вроде материалов на такмед и т.п.;

- строительство, ремонт и содержание полигонов и мест проживания;

- расходы на логистику;

– многое другое.

Кроме того, и здесь это уже мое (конечно же!) субъективное мнение, эта смета, уже озвученная в рамках 180 000 грн, тратится совсем не так, как задумано.

Как правило, значительная часть заявленного просто не выдается. Действительно, есть случаи, когда можно получить нормальный спальник, зимнюю форму, наколенники-налокотники и т.д. Но бывает, когда это все не выдают, и таких случаев много.

Напомню, сейчас должного надзора за соблюдением законодательства в армии нет, так что все остается на совести командиров.

Более того, если эти 100 000 виртуально дать в руки рекруту вместе с возможностью самому выбирать, от какого поставщика одежды и оборудования можно брать эти товары, то окажется, что приобретенное как минимум будет более качественным.

Но еще большую перспективу дает сумма в 75 000 на патроны. Даже если брать цены на аналогичные патроны на розничном рынке, то это, грубо говоря, 1800-2000 выстрелов. Мне неизвестны учебные центры, где у потока рекрутов бывает такой настрел. Скорее речь может идти о цифрах на порядок меньше. На порядок – это в 10 раз, если кто не в курсе.

Только по этим статьям расходов можно увидеть, что даже небольшими управленческими движениями качество БОВП можно значительно улучшить даже за те же средства (восклицательный знак).

Но полумеры здесь неуместны.

Нужно дать возможность управляемым опытными ветеранами частным учебным центрам обучать рекрутов.

По принципу "деньги ходят за пациентом", который сейчас реализован в медицине, деньги должны ходить за рекрутом.

Потому что сейчас мы имеем стандартную ситуацию неэффективного государственного менеджмента. Когда рекрутам штампуют военную профессию "пехотинец" без настоящих навыков стрельбы, такмеда и т.д.

А потом в тех же полулегальных частных учебных центрах или на собственной базе фронтовым частям приходится дополнительно обучать бойцов современной войне. Отвлекаясь от основной боевой работы, тратя время и ресурсы. Которые перед этим государство выделило, но не смогло как следует использовать.

А бывает еще хуже — когда командир действует формально и посылает этих по факту недоученных и недотренированных людей в бой, глядя исключительно на запись о БОВП в военном билете. И кто такого командира у нас накажет на этом свете?

По скромному мнению автора этих строк, армия тоже может отлично тренировать. Но нужна конкуренция с объективным контролем между самими центрами, где проводят БОВП, и допустить сюда же частную инициативу.

Частники, я уверен, если покажут хорошие результаты, смогут привлечь спонсорские средства и благодаря этому улучшить подготовку.

И кроме того, есть перспектива продать наш боевой опыт иностранцам из союзных стран.

К сожалению, сейчас БОВП в ее нынешней версии – одна из самых мощных причин того, что иностранцам к нам не хочется идти.

Но никто нам не мешает сделать эту подготовку качественной, продвигать ее как услугу на международном рынке, тем самым приобретая и дополнительные средства, и престиж, и влияние как страны.

Если подойти к этому с умом, Украина может стать номером один на мировом рынке подготовки солдат, потому что такого опыта, как у нас, кроме как у наших врагов, ни у кого нет.

Оригинал