По обе стороны ограды Белого Дома люди живут на грани нервного срыва. Сотрудники штата Белого Дома говорят, что находятся в ожидании близкого коллапса, не успевая погасить один кризис до того, как возникнет следующий, и при этом пытаясь не попадаться на глаза постоянно орущему на них президенту. По другую сторону ограды большая часть Вашингтона следит за распадом нынешнего президентства, и даже демократы происходящему не слишком-то рады. Президент, который, по-видимому, потерял контроль над ситуацией, у каждого ответственного гражданина должен вызывать по меньшей мере беспокойство.

Заслуживающие доверия источники в Белом Доме, рассказывают, что президент проводит большую часть своего времени, просматривая телевизионные новости и беснуясь от того, что там о нем говорят (единственное исключение - Fox News), и срываясь на своих помощников, которые не могут на это повлиять. Помощники вообще стараются не приносить ему плохие новости, опасаясь очередных истерик.

Назначение спецпрокурором Роберта Мюллера (а этим назначением заместитель генерального прокурора Род Розенштейн поставил на кон свою репутацию) мало что изменит в настроениях президента Дональда Трампа. Мюллер, бывший директор ФБР, снискавший общее уважение, как минимум на некоторое время продолжит расследование причастности сотрудников избирательного штаба или политических партнеров Трампа к сговору с Россией ради победы на выборах. Это вопрос явно приводит Трампа в отчаяние, а уволить Мюллера он не осмелится. Но если, как заявил Розенштейн, задачей Мюллера является только расследование "федеральных преступлений", значит, проблемы, выходящие за пределы юридической сферы, рассмотрены им не будут. А ведь бывают нарушения, которые не являются преступлениями, однако вполне могут привести к импичменту.

Действительно, последний цикл потрясений начался с внезапного увольнения Трампом 9 мая директора ФБР Джеймса Коми. Для множества людей в Белом Доме и за его пределами это стало громом среди ясного неба, этому шагу не было дано разумного объяснения.

Читайте также: Отставка Коми и пленки Никсона. Повторится ли Уотергейт

Первое официальное обоснование увольнения Коми держалось целых два дня. Помощники Трампа утверждали, что тот действовал согласно записке Розенштейна, который изложил свою глубокую обеспокоенность по поводу того, как Коми справился с расследованием, связанным с утечкой личной электронной почты Хиллари Клинтон. Однако затем сам Трамп сказал Лестеру Холту на NBC, что он уволил Коми из-за "этой Российской истории".

В редком порыве искренности - он надеялся, что с увольнением Коми прекратится расследование сговора, - Трамп, похоже, признался в препятствовании правосудию. Подобное препятствование было одним из обвинений, выдвинутых против Ричарда Никсона. Именно из-за такого обвинения он подал в отставку, чтобы не проходить через верное унижение импичментом в Когрессе и слушания Сената. Потрясающий просчет Трампа - его наивная уверенность в том, что он сможет прекратить расследование, и что демократы встанут на его сторону, потому что они все еще рассерженны на Коми за его поведение в истории с Клинтон - дает возможность оценить степень его непонимания ситуации.

В этот вторник добавлением к возможному обвинению в препятствовании правосудию стало ошеломляющее откровение, что в середине февраля, на следующий день после того, как Трамп уволил своего советника по национальной безопасности Майкла Флинна, он просил Коми прекратить расследование ФБР в отношении Флинна (а препятствование правосудию как основание для импичмента - не то же самое, что импичмент на основании прямого нарушения закона). С того момента, как он уволил Флинна, Трамп вел себя так, будто опасался, что Флинн владеет опасной информацией, которую он мог бы продать, чтобы избежать наказания за неправомерное принятие платежей от правительств России и Турции и попытку их сокрытия.

Еще одна беда пришла к Трампу в понедельник днем, когда Washington Post сообщил, что президент раскрыл двум высокопоставленным российским чиновникам совершенно секретную информацию, предоставленную одним из союзников США (как затем выяснилось, Израилем). Во встрече в Овальном кабинете, состоявшейся по просьбе президента России Владимира Путина, приняли участие министр иностранных дел России Сергей Лавров и посол России в США Сергей Кисляк (тот самый, чьи телефонные разговоры с Флинном привели в феврале к увольнению последнего). Хотя раскрытие информации Трампом не может быть признано нарушением закона - президент имеет право рассекречивать все что ему заблагорассудится - тем самым он нарушил ключевые условия обмена разведывательной информацией.

То, как все повлияет на долгосрочность пребывания Трампа у власти, сегодня горячо обсуждается в Вашингтоне. Множество республиканцев в Конгрессе рассматривали Трампа как угрозу для страны и их партии еще до того, как стали известны эти новые тревожные случаи. И хотя республиканские лидеры, которые настаивают, что важнее снижения налогов нет ничего, пока не готовы сказать вслух, что уход Трампа их обрадует, испытываемый ими из-за него дискомфорт становится все более очевидным.

Читайте также: Проверка реальностью. Жизнеспособны ли налоговые идеи Трампа

Пока что база политической поддержки Трампа - около 35% избирателей, имеющих право голоса - остается на его стороне даже вопреки скандалам и неразберихе, которые республиканцы и лично президент устроили из их повестки - в частности, из отмены реформы здравоохранения Барака Обамы. Трамп уже потерял поддержку независимых сторонников, которые за него голосовали, и, если он не выполнит свои обещания - и не сможет убедить свой электорат в том, что этот провал произошел по вине демократов - его база может начать разрушаться.

Хотя разговоры об импичменте стали обычным делом, но попытки начать процедуру импичмента пока бессмысленны - они не имеют политической перспективы без двухпартийной основы, укорененной в центре с обеих сторон, как это было в случае с Никсоном. Трампа можно было бы вынудить покинуть свой пост в соответствии с 25-й поправкой к Конституции, которая предусматривает смещение президента, который признается неспособным выполнять свои служебные обязанности. Но эта поправка, как ни странно, требует, чтобы вынесение такого заключения инициировал вице-президента - маловероятный сценарий - и получил при этом поддержку большинства членов кабинета или Конгресса.

Трамп временами выглядит в своей должности настолько жалким, что некоторым нравится думать, будто он может просто взять и вернуться к себе в Нью-Йорк. Но Трамп также ясно показывает, что очень гордится своей победой - и даже несколько ею удивлен, - и что ему нравятся преимущества его должности. Кроме того, он ясно дает понять, что будет бороться до последнего.

Элизабет Дрю
писатель, журналист

Copyright: Project Syndicate, 2017

Читайте также: Симптоматическая терапия. Поможет ли Америке импичмент Трампа

Подписывайтесь на аккаунт LIGA.net в Twitter, Facebook и Google+: в одной ленте - все, что стоит знать о политике, экономике, бизнесе и финансах.