В недавнем интервью ЛІГАБізнесІнформ глава Государственной фискальной службы (ГФС) Роман Насиров предложил повысить сотрудникам ведомства зарплаты. За счет перевыполнения плана налоговых и таможенных поступлений в бюджет. По его мнению, это позволит если не ликвидировать, то как минимум уменьшить зашкаливающую коррупцию в ГФС. 

Я пять лет проработал в налоговой, после чего 10 лет писал о налоговой системе и ее проблемах. Полученный опыт позволяет предположить, что тактика нового руководства ГФС ошибочна. 

Опыт Украины  

Роман Насиров не первый руководитель фискальной службы, кто считает, что корень взяточничества налоговиков и таможенников в низких зарплатах. И не первый, кто ошибается, предполагая, что если инспекторам просто повысить зарплату, они перестанут брать. 

Есть несколько факторов, обеспечивающих устойчивость коррупционной модели ГФС. Они прекрасно укладываются в теорию "треугольника воровства". Вкратце она звучит так: 10% людей воруют всегда, 10% - никогда, 80% - при совпадении трех условий. Первое - необходимость, то есть нехватка средств для поддержания желаемого уровня жизни; второе - наличие самооправдания воровства; третье - наличие возможности украсть. Если хоть одного из этих компонентов нет, 80% людей воровать не будут.

В нынешней ситуации, дай налоговику хоть 5000, хоть 10000 грн - брать он не перестанет. Может, реже и осторожней, но уж точно не меньше

Применительно к налоговой, ключевая грань треугольника - возможность. Ее обуславливает сочетание двух факторов. Во-первых, крайне запутанное и недружелюбное для бизнеса украинское законодательство. Есть множество оговорок, замечаний, допущений и прямых противоречий в нормативно-правовых актах. Предпринимателю крайне сложно их все выполнять: с вероятностью в 99% что-нибудь да нарушишь, подставишься и дашь зацепку инспектору. Который заведомо лучше в этой путанице ориентируется, так как на хлеб этим и зарабатывает.

Во-вторых, полная безнаказанность должностных лиц ГФС. Вымогая или провоцируя взятку, они ничем не рискуют. Максимальное наказание, на которое до сих пор сподобились все украинские реформаторы после Майдана - увольнение. Накопления и активы никто не трогает, следовательно цена риска приемлемая.

Более того, безнаказанность провоцирует и формирование второй "грани треугольника" - самооправдания. Рядовые работники и мелкие начальники отлично видят, что глава районной инспекции приезжает на работу на машине ценой в две его годовые зарплаты, и к нему у прокуратуры и служб внутренней безопасности нет никаких вопросов. Они отлично видят, что есть "неприкасаемые" предприятия, и почему туда ходить нельзя, знают, куда и за какие суммы исчезают акты проверок. И опять-таки, вопросов нет.

Самооправданию взяточников низшего звена помогают и высказывания руководства ГФС о низких зарплатах, и что нужно войти в их положение, мол, "всех уволить-то можно, но где взять новых?" То есть само руководство де-факто признает, что люди в налоговую идут, рассчитывая на взятки и другие материальные благодарности, и что увольнять их за нарушение присяги никто не планирует. Соответственно, срабатывает принцип "бочки соленых огурцов" - любой человек, попав внутрь, вынужден или действовать по принятым правилам игры, или уходить.

Не стоит забывать и саму идеологию налоговой службы, выпестованную Николаем Азаровым. Она изначально создавалась только как инструмент наполнения бюджета и личного обогащения. Восприятие бизнеса как противника, с которым нужно бороться, преступника, априори виноватого, никуда не делось. Много говорили о налоговой как о "сервисной" службе, но никаких реальных шагов в этом направлении не было.

Само руководство ГФС де-факто признает, что люди в налоговую идут, рассчитывая на взятки и другие материальные благодарности, и что увольнять их за нарушение присяги никто не планирует

И лишь третья грань - необходимость - действительно обосновывается низкими зарплатами. Но в нынешней ситуации, дай прожженному налоговику хоть 5000, хоть 10000 грн - брать он не перестанет. Может, будет реже и осторожней, соотнося риск, но уж точно не меньше, чем сейчас.

Такая ситуация, несмотря на грозные окрики и многочисленные приказы и инициативы будет сохраняться, пока не будет устранена возможность для коррупции. То есть сочетание запутанного законодательства и полной безответственности. Вот потом уже можно заняться устранением мотива и самооправдания, повышая зарплаты.

Похоже, мало кто готов признать, насколько гениальную коррупционную структуру выстроил Николай Азаров. Свою функцию - терроризировать бизнес и наполнять карманы связанных лиц - система выполняет бесперебойно, несмотря на все экономические и политические потрясения последних двадцати лет. Пытаться перевернуть пирамиду, раскачивая ее за верхушку (то есть, меняя начальников) - бессмысленно. Нужно либо полностью строить новое здание, либо параллельно с изменениями наверху перемонтировать и нижние этажи.

Если этого сменяющиеся руководители не понимают - это плохо. Если понимают, но это их устраивает - хуже во сто раз.

Иван Зайцев, ЛІГАБізнесІнформ