30 марта Кабинет министров внес в Верховную Раду новую редакцию Закона Украины "О государственной службе". Учитывая, что парламентская коалиция в большинстве случаев поддерживает правительственные инициативы, вероятность принятия законопроекта довольно высока. Важность нового закона трудно переоценить. Необходимость изменений в законодательстве о государственной службе назрела очень давно. Общественность годами пыталась добиться принятия ряда необходимых новаций, но особых успехов в этом не достигла.

В июле прошлого года проект документа начала разрабатывать совместная рабочая группа из общественных экспертов и представителей Национального агентства по вопросам государственной службы (НАГС). За основу был взят текст законопроекта, созданный экспертами Центра политико-правовых реформ и объединения Реанимационный пакет реформ (РПР), и к октябрю был подготовлен компромиссный законопроект, полностью удовлетворявший и гражданское общество, и руководство НАГС. Более того - он получил положительные отзывы экспертов SIGMA - одного из самых престижных европейских аналитических центров.

Читайте также: почему важна антикоррупционная стратегия

Далее были долгие пять месяцев согласования текста в правительственных кабинетах, и ​​наконец законопроект зарегистрирован в Верховной Раде. Эксперты уже были готовы подать этот документ совместно с депутатами межфракционного объединения Еврооптимисты, но Кабмин учел эту вероятность, и сыграл на опережение.

графика.jpg
графика.jpg

В чем же принципиальная важность данного законопроекта?

Главный вопрос, который решит новый законопроект - деполитизация и повышение профессионализма государственной службы. Ранее у нас сложилась ситуация, когда каждое новое правительство втягивало госслужащего в партию власти, превращало его в служителя партийному, а не государственному благу. Пора прекратить эту опасную практику. Законопроект предусматривает запрет участия чиновника в политическом процессе и его членства в политических партиях. Логика аналогична запрету членства в политических партиях военнослужащих и правоохранителей. Такая же ситуация и с государственным служащим. Он должен беспристрастно выполнять свои обязанности, независимо от того, какая политическая сила сейчас при власти.

Важное значение деполитизация имеет при формировании высшего корпуса чиновников. Текучесть кадров на высших должностях при изменении правительств достигает 70%. Меняются руководители аппаратов министерств, начальники департаментов и управлений. Новые назначаются, как правило, по квотному принципу или по причине личной преданности. В результате на руководящих позициях оказываются не лучшие специалисты с большим управленческим опытом и пониманием отрасли, а политические назначенцы, обслуживающие, в первую очередь, свои политические силы или покровителей.

Читайте также: экс-глава Госагентства по госслужбе: чиновники обслуживают только себя и своих начальников

Единственным выходом является назначение чиновников на все должности исключительно на основании открытого прозрачного конкурса. Основным лозунгом, описывающим этот принцип, должен стать "Не хотим чиновника-кума министра, а хотим специалиста". Особенно это актуально в отношении топовых должностей, потому что позволит устранить некомпетентность и политическую ангажированность, оздоровить систему государственной службы.

Обеспечивать качественное проведение конкурсов и препятствовать политической коррупции будет новый орган - Комиссия по вопросам высшего корпуса государственной службы, в состав которой войдут и представители общественности. Комиссия будет действовать на общественных началах и не потребует отдельных затрат из бюджета.

Читайте также: из чего состоит зарплата чиновника

Сейчас аппаратом любого министерства управляет заместитель министра, то есть политический назначенец. После принятия нового закона и сопутствующих изменений в нормативке, эта должность будет заменена на государственного секретаря министерства, избираемого на прозрачном конкурсе. Он гарантировано сохраняет место при смене Кабинетов Министров, что будет способствовать непрерывности реформ и институциональной преемственности.

Закон также разделит понятия государственной и патронатной службы. Советники, пресс-секретари, помощники лишатся статуса госслужащего, поскольку отбор на эти позиции происходит персонально, а не в соответствии с законодательством о государственной службе.

Новый закон отменит преференциальную пенсионную систему для госслужащих. Зато им будет существенно повышена зарплата

В Украине сейчас насчитывается более 300 000 чиновников, получающих мизерную зарплату, что стимулирует коррупцию и снижает эффективность работы. Эту ситуацию нужно исправлять. После реформы децентрализации изрядная часть функций перейдет к органам местного самоуправления. Многие бессмысленные функции, выполняемые госслужащими, можно отдать частным структурам. Например, услугу по заправке бытового огнетушителя, в соответствии с действующим законодательством, имеет право проводить исключительно сотрудник ГСЧС. Многие процессы можно ускорить и удешевить за счет внедрения систем электронного управления.

Читайте также: как в Украине 15 лет электронное правительство создавали

Все эти меры в комплексе позволят сократить штат государственной службы в разы. Одновременно сохраняется фонд заработной платы, то есть та же сумма будет приходиться на меньшее количество работников, что позволит существенно увеличить вознаграждение. Это поможет привлечь более профессиональных исполнителей, лучших молодых специалистов, повысит общий престиж государственной службы и ее эффективность. Для многих чиновников основная мотивация - ожидание пенсии. Новый закон отменит преференциальную пенсионную систему для госслужащих. Зато им будет существенно повышена зарплата, что увеличит отчисления в пенсионный фонд и, соответственно, суммы пенсий.

Перед общественностью и прогрессивными парламентариями сейчас стоит очень важная и ответственная задача - отстоять эти изменения на комитетских слушаниях, добиться удачного голосования в зале Верховной Рады и контролировать процесс внедрения этих изменений в жизнь.

Автор - Николай Выговский, менеджер рабочей группы по вопросам реформы публичной администрации группы Реанимационный пакет реформ.