Выступая на пресс-конференции, приуроченной к первому году президентства, Петр Порошенко заявил, что продать Рошен быстро не получается и он в ближайшее время передаст свою часть акций в доверительное управление (траст) инвестиционной компании Rothschild, которая в то же время занимается поиском покупателей для кондитерской фабрики.

Юридические аспекты сделки комментирует партнер налогово-юридического департамента компании Делойт Андрей Серветник.

В сложившейся ситуации решение о передаче корпорации Рошен в траст было вполне прогнозируемым. С формальной точки зрения продажа компании не состоялась, поскольку не было получено денег за актив, но при этом, как мы понимаем, должна произойти полная передача юридического контроля над бизнесом третьему лицу, независимому от президента (т.е. группе Rothschild). Отметим, что группа Rothschild как трастовый управляющий имеет на рынке хорошую репутацию.

Траст ми

Передача актива в траст - не новый для Украины, но довольно специфичный способ управления активом (имуществом и/или имущественными правами). В отличие от продажи, в рассматриваемом случае передача актива в траст - это полное отчуждение имущества бывшим собственником без получения денег (немедленной компенсации) за актив. При этом управление всем активом переходит к профессиональному трастовому управляющему (trustee), который становится для внешнего мира юридическим собственником актива. Бывший собственник (учредитель траста) и другие лица, в пользу которых создан траст (обычно члены семьи), могут быть названы бенефициарами траста и получать от него доходы, но решение о выплатах дохода зависит от самого трастового управляющего и условий трастового соглашения.

Трасты, как правило, создаются в странах английского права, где сложилась определенная правовая культура использования данного института, а также многолетняя правоприменительная и судебная практика.

Управление всем активом переходит к профессиональному трастовому управляющему (trustee), который становится для внешнего мира юридическим собственником актива.

Трастовые соглашения бывают разными. Трасты могут быть созданы на определенный срок - или же без ограничений по времени; быть "возвратными" - когда учредитель вправе прекратить траст по своему желанию - или же безвозвратными (полное бессрочное отчуждение контроля). Нередко они бывают "фиксированными", когда управляющий имеет очень ограниченный набор полномочий по управлению активами, или же "дискреционными", когда управляющий де-юре и де-факто является полноценным хозяином активов.

Независимо от типа траста, доверительный управляющий должен заботиться о бенефициарах (если таковые назначены), но при этом не подчиняется им при принятии решений и формально не связан с ними. Хороший трастовый управляющий может выслушать точку зрения бенефициара, но при этом поступить по-своему, исходя из того, как будет лучше для судьбы актива.

Кроме того, в трасте может быть предусмотрено наличие так называемого протектора - лица, которое также независимо от учредителя траста или бенефициаров, но занимается лишь надзором и контролем за деятельностью управляющего, проверяя, насколько тот придерживается положений трастовых документов и заботится о бенефициарах.

Кто есть кто в трасте

А что же бенефициары? Они не являются акционерами. У них нет права продать бизнес, требовать автоматического распределения прибыли или смены директоров в компаниях группы, переданной в управление. Они могут советовать управляющему, но, как уже говорилось ранее, в случае дискреционного траста управляющий может игнорировать подобные советы.

Трастовые документы всегда строго конфиденциальны. Они не являются документами публичного права, в отличие от, например, уставов компаний, и не могут быть так же легко затребованы контролирующими органами. Однако в определенных случаях их раскрытие допустимо по решению суда или других контролирующих органов страны, по законам которой траст создан. В Европе сейчас планируется введение реестров трастов, которые будут содержать определенную информацию о трастах со специальным порядком раскрытия. Также возможно добровольное раскрытие трастовой информации, но с учетом режима строгой конфиденциальности - такое раскрытие (частичное или полное) должно соответствовать целям запроса (например, идентификация клиента для целей финансового мониторинга или другое).

Как правило, третьи лица (а иногда даже и назначенные бенефициары) не знают, в чью пользу действует тот или иной траст. На практике встречаются, например, и трасты без бенефициаров. Или трасты, созданные только для целей благотворительности, вся прибыль которых жертвуется на нужды общества.

Трастовый управляющий получает за свою работу по доверительному управлению вознаграждение, которое может быть либо фиксированным, либо зависеть от стоимости активов, переданных в управление. Считается, что хороший трастовый управляющий должен управлять бизнесом так, чтобы он приносил прибыль - и из этой прибыли он получает свой гонорар.

Управляющий на свое усмотрение ("из интересов бизнеса") может в том числе ликвидировать траст и по собственной инициативе вернуть активы предыдущему собственнику. Альтернативно он может продать актив, переданный в управление, а предыдущему собственнику (если тот является бенефициаром) лишь отдать полученный доход.

Так что создание траста и передача активов в доверительное управление не означают, что бизнес уже никогда не будет продан: вполне возможно, продажа и состоится, но теперь уже на усмотрение трастового управляющего (который действует в рамках трастовых документов), а не предыдущего собственника.

Автор - партнер налогово-юридического департамента компании Делойт Андрей Серветник