Возвращение клезмеров
Клезмерский парад по Андреевскому спуску

На прошедших выходных в Киеве два дня звучала живая украинская музыка.

"Да ну, - скажет искушенный слушатель, - в Киеве каждый день то концерты фольклорных коллективов, то фестивали джаза, нашел чем удивить!"

Но в том-то и дело, что в первом случае музыка частенько получается не совсем живая, во втором – не очень украинская. А тут с интонациями, знакомыми с детства каждому украинцу, на глазах рождались мелодии, превращались в законченные оркестровые произведения и умирали, чтобы завтра, на следующем концерте родится уже совсем другими. И только бесчисленные гаджеты в руках зрителей оставляли нам образ этих сводящих с ума и поднимающих в заоблачную высь музыкальных тем, живущих один вздох кларнетиста или одно движение смычка скрипача.

Hudaky Village Band. Традиційний весільний ансамбль із ЗакарпаттяHudaky Village Band - традиционный свадебный ансамбль из Закарпатья

В Киеве состоялся первый Международный фестиваль клезмерской музыки Kyiv Klezmer Fest.

Клезмеры, если кто не знает – это еврейские свадебные музыканты. И клезмерская музыка является неотъемлемой частью музыки украинской, потому как родилась здесь, в Украине. Потом, после революции, ей пришлось искать убежища за границей, а здесь, на родине, ее приказали считать чуждой обществу победившего социализма.

Невыносимо трудно играть и практически невозможно сохранить живую музыку, причем любую, в стране, где есть учрежденный государством Союз советских композиторов. Кому-кому, а украинцам хорошо известно, что из себя представляет любой союз с прилагательным «советский». Вот клезмеры и уехали в дальние страны – в Европу, в США. А музыка клезмеров, которая осталась звучать здесь, была заботливо выхолощена - сначала сталинским режимом, потом этим самым Союзом советских композиторов. Клезмерская музыка была объявлена низкопробной, антисоветской и вообще не музыкой, играть ее считалось неприлично и было опасно.

Amsterdam Klezmer Band - классики клезмерской музыкиAmsterdam Klezmer Band - классики клезмерской музыки

И если генетическая память помогла нам сохранить клезмерские мелодии, а неиссякаемый национальный оптимизм – любовь к музыке, которую в народе называли «одесской», то традицию отношения к этой самой «одесской» музыке как к высокому искусству приходится теперь завозить из тех же Европы с Америкой. Там, слава богу, эту музыку уважают, ценят и считают ее неоценимым вкладом в мировую культуру, в тот же джаз. Это блестяще продемонстрировал хедлайнер Kyiv Klezmer Fest кларнетист Дэвид Кракауэр (США) - известнейший джазовый музыкант, который считает себя прежде всего клезмером.

Два дня на Контрактовой площади зрители сходили с ума и прыгали от восторга, как дети. А как еще вести себя, когда прямо в эту минуту рождается музыка, да еще звучащая в потрясающем исполнении, с сыгранностью, которую самые профессиональные музыканты достигают долгими часами репетиций? С такой законченностью образов и форм, которая от композиторов требует кропотливого труда и множества переделок? А тут музыканты с разных концов планеты, увидевшие друг друга в первый раз, не спрашивая, что будут исполнять и не выясняя тональность, начинают играть по первому звуку кларнета или трубы так, как будто за много лет совместных гастролей им эта пьеса просто в зубах навязла и они хотят поскорее ее отчеканить. И абсолютная импровизация звучит в их исполнении как тщательно отрепетированная и вылизанная миниатюра, выученная по партитуре из консерваторской библиотеки.

Саксофоніст гурту Malox Eyal TalmudiЭйял Талмуди, саксофонист группы Malox

Особенно порадовало то, что в нашей стране есть и появляются достойные коллективы клезмеров. Многие играют не только клезмерскую музыку, тот же многонациональный Hudaky Village Band из Закарпатья, созданный австрийцем Юргеном Крефтнером. Или Toporkestra, киевский балкан-балаган, как они сами себя позиционируют, одинаково блестяще играющие в подземных переходах и на дипломатических раутах. Одна их только клезмерская хода по Андреевскому спуску чего стоит – когда под проливным дождем, сидя на крыше своего древнего микроавтобуса, они ни на минуту не прекращали играть. И таким образом, держа бешеный ритм, передавая очередному солисту мегафон и периодически выливая дождевую воду из труб, они увлекли за собой на Контрактовую, подобно гаммельнскому крысолову, толпу пляшущих киевлян. А над всем этим великолепным шествием, заполняя Андреевский спуск, парил кларнет Мити Герасимова, создателя коллектива Pushkin Klezmer Band и инициатора фестиваля.

Фелікс Шиндер, керивник гурту «Деньги вперед», ОдесаФеликс Шиндер и группа "Деньги вперед"

Были еще и трио из Израиля Malox, дикий ориентальный индастриал панк с неимоверной энергетикой, и классики клезмерской музыки Amsterdam Klezmer Band, как указано в пресс-релизе фестиваля, "боги world music". Музыканты, которых многие украинские участники Kyiv Klezmer Fest называли своими учителями. Были бесподобные молодые ребята из Одессы, Феликс Шиндер и его группа «Деньги вперед», в которых невозможно было не влюбиться. Особенно когда они с высочайшим профессионализмом и неимоверным обаянием пели "Лимончики". Кстати, "Лимончики" исполняли практически все музыканты на фестивале, порой казалось, что это вроде обязательной программы.

И была энергия, которую невозможно описать словами, но которую почувствовав один раз, начинаешь понимать, что жить нужно иначе, ярче, что ли.

И еще, как рассказывали очевидцы, было позднее скромное застолье в маленькой синагоге на Подоле. Когда далеко за полночь Дэвид Кракауэр, до этого внимательно слушавший игравших уже для себя украинских музыкантов и буквально впитывавший современную украинскую мелодику, открыл чемоданчик и взял в руки кларнет. И в два кларнета с Митей Герасимовым они играли древние еврейские мелодии. Только два кларнета, один плачет, другой его утешает. Кто такое услышит вечером, утром просыпается другим человеком – он слышал беседу ангелов.

Митя Герасимов, засновник Kyiv Klezmer Fest, керівник гурту Pushkin! Klezmer Band, та David KrakauerИнициатор Kyiv Klezmer Fest Митя Герасимов (Pushkin! Klezmer Band)
и классик джаза Дэвид Кракауэр

Ну, и для справки, для тех, кто не в курсе: самая известная клезмерская мелодия – это «Хава Нагила», которой аккурат в этом году исполняется сто лет. А кто в курсе и все-таки не попал на Контрактовую в минувшие выходные – теперь ищите упущенное в ютьюбе, думаю, многие зрители там выложат прозвучавшие клезмерские шедевры.

Фотографии: Сергей Аликотов