В конце июня в Вашингтоне состоялся второй Американско-украинский аграрный конгресс. Мероприятие едва ли не планетарного масштаба, объединяющее ведущих мировых трейдеров, логистов, импортеров агропродукции, на сей раз оказалось разочарованием. И для нас, журналистов, и для его организаторов, которые вложили в него уйму сил, и для присутствующих там потенциальных инвесторов - представителей крупнейших зерноторговых корпораций. И вот почему.

- Есть ли кто-либо в зале из представителей украинской власти?, - спросил меня сидящий рядом американец. - Мне есть им что сказать и что предложить. 
  Я замешкалась. Посмотрев по сторонам не увидела ни одного знакомого чиновничьего лица. 
- К сожалению, я их не вижу. Но если вам действительно есть, что сказать, с радостью поделюсь контактами, - ответила я.
- Ох, нет, не стоит. Я предпочитаю общаться лично.
Вероятно, это был первый инвестор, которого в тот день потерял украинский агробизнес. 

конгресс сша2.jpg

Свое негодование отсутствием власть имущих выразил и соорганизатор мероприятия - глава Украинской зерновой ассоциации Владимир Клименко. И, судя по его комментарию, мой собеседник был не единственным участником, который разыскивал украинских чиновников. 

В отличие от первого конгресса, который проходил в марте 2015 года, нынешнее мероприятие не посетил ни один чиновник. Хотя в программе были заявлены и представители Минагрополитики, и чиновники Мининфраструктуры. А год назад, вспоминают организаторы, экс-министр Алексей Павленко привез с собой делегацию из 9 человек. Да, известно, что аграрный министр Тарас Кутовой в тот день пребывал в Канаде. Так уж совпало, что в именно середина июня на американском континенте проходило сразу два мероприятия, посвященных Украине: бизнес-форум Украина-Канада в Торонто и, собственно, аграрный конгресс в столице США. Но, насколько мне известно, два заместителя Кутового находились в Киеве.    

Клименко пост.png

Посол Украины в США Валерий Чалый не нашел времени для посещения мероприятия, однако делегировал первого секретаря Константина Марчука, который курирует сотрудничество в сфере сельского хозяйства. Остальные участники - уже хорошо знакомые и нам, и между собой - представители Международной финансовой корпорации и Мирового банка, аналитики Минсельхоза США, заинтересованные бизнесмены. 

Что это: экономия, занятость или тотальный игнор по отношению к зарубежным партнерам - нынешним и потенциальным? На фоне разговоров о росте производства зерновых до 100 млн тонн к 2020 году, стремительном развитии логистической инфраструктуры для наращивания экспорта, деклараций мировых гигантов о готовности вкладывать в украинский АПК такая реакция украинских властей не вполне понятна. Украине не нужны инвестиции? Или у нас все настолько хорошо, что и так сойдет? 

конгресс сша.jpg

А ведь действительно, возможно, в глазах наших чиновников инвестиционная привлекательность Украины и так на высоте? И ее не надо подпитывать участием в форумах и конференциях? Ведь только за последний месяц в Украине завершены как минимум два крупнейших инвестиционных проекта - $100-миллионный проект с китайской COFCO и $180-миллионный проект американского инвестора Bunge. Кроме того, уже согласован проект на $100 млн по строительству нового портового терминала в порту Южный компанией Cargill. И все эти инвесторы заявляют о готовности вкладывать в украинский АПК. Вот только проектов пока что конкретных не называют, дабы посмотреть, как будет работать и окупаться то, что уже построено.

Отдельные инвестиционные намерения есть у производителей семян Dupont Pioneer и Monsanto. А вместе с ними заинтересованы в аграрной Украине и производители сельхозтехники Claas, John Deer, New Holland. Такой интерес вполне объясним: все слышали, что Украина будет выращивать 100 млн тонн зерна. По прогнозам президента Американско-украинского делового совета (USUBC) Моргана Вильямса, в ближайшие годы суммарный объем зарубежных инвестиций в Украину может достигнуть $2 млрд. Вот только удастся ли его удержать при нынешнем подходе? Ведь, как известно, инвестор хочет общаться не с конкретным лицом, чиновником или предпринимателем. Инвестору важны гарантии на уровне государства вне зависимости от интересов и убеждений главы того или иного ведомства.