У нас в стране большие проблемы, если должность главы Департамента по борьбе с наркопреступностью занимает человек с настолько искаженным чувством реальности, как Илья Кива. Ответ на вопрос: "что предпочесть: мораль или закон?" для чиновника должен быть на поверхности. Вся государственная машина, весь этот аппарат насилия должен беспрекословно подчиняться закону. Мораль - это очень модно и находит отклик в сердцах толпы. По этому пути могут идти шоумены, но никак не госслужащие, тем более силового блока.

Ситуация вокруг арт-клуба Closer давно перестала быть томной. “В любой непонятной ситуации заводи уголовное производство” - по этому принципу началось преследование бизнеса, который умудряется привозить в Украину музыкантов с мировым именем и делает это на постоянной основе. Несколько безосновательных обысков завершились вишенкой на торте - решением судьи Супрун Подольского суда Киева  о закрытии клуба (на три месяца - ред.).  Об этом решении я узнала из Facebook Ильи Кивы и последовавшего шквала личных сообщений. Ситуация возмущает даже людей без юридического образования. Недавний эфир на Громадськом, благодаря ораторскому мастерству Кивы, вместо ответов породил лишь вопросы, запросы и мемы.

Предлагаю вашему вниманию пять изюминок выступления Кивы:

Начать  хотела бы с цитаты: “Я вообще не понимаю, почему привлекается столько внимания к рутинной работе моих подчиненных”. Рутиной г-н Кива называет избиение его подопечными посетителей клуба и насилие по отношению ко мне как адвокату.

Я одна из тех, кто, как выразился Кива, поливает грязью правоохранителей, поскольку именно меня швырнули об стену, именно ко мне применяли силу

Более того, это нашло свое отображение в заявлении о преступлении, которое изначально не внесли в ЕРДР. Понадобилось решение суда. В настоящее время есть уголовное производство. Точно такая же ситуация и по отношению к нескольким другим посетителям клуба, не адвокатам. Подчеркну, что ко мне применяли силу как к адвокату. Поэтому то, о чем говорит Илья Кива, не отвечает юридической действительности.

“Мы закрыли притон”. Кива считает, что распространение наркотиков доказано тем, что они провели обыски. Железная логика. Квалификация следователей должна позволять не только обыск провести, но и уметь читать протокол. Навыки аналитического мышления также приветствуются. Во время обысков нашли вещества, которые в дальнейшем, возможно, окажутся наркотиками. Нашли на полу и у некоторых посетителей. Кива говорит о 10. Посетителей была 1 тысяча. То есть, мы говорим о масштабной спецоперации, в рамках которой, возможно, у 1% что-то нашли. Ни один из них не имеет отношения к клубу. Отличное вложение денег налогоплательщиков. Не останавливайтесь, ребята.

Кстати, обыски проводились на основании определений судов, которые содержали ужасающие подробности преступлений: один человек сказал другому, что он приобрел там наркотики. Просто кровь стынет в жилах. Чего мы сейчас не видим, так это доказательств связи клуба с распространением тех или иных веществ, которые, как утверждается после экспертизы, являются наркотическими. Соответственно, клуб не может нести ответственность за то, что кто-то из его посетителей что-либо, возможно, там приобрел или употребил. Почему я говорю возможно? Если бы я была обывателем, я бы поверила. Но я практикующий адвокат по уголовным делам и ежедневно вижу экспертизы, которые говорят на белое - черное и наоборот. Экспертиза была проведена одна, я не буду сейчас говорить, что она неправдивая, но сомнения есть.

Более того, господин Кива, видимо, не в курсе, что нельзя употреблять слово "притон" по отношению к тому заведению, в отношении которого еще не вынесен обвинительный приговор суда. Такого приговора нет. Правоохранители воспользовались возможностью прекратить работу клуба, но с доказательной базой все очень слабо. В уголовном производстве нет до сих пор подозреваемых, люди опрашиваются как свидетели. На сегодня уголовное производство не продвинулось ни на шаг, поэтому решили просто прекратить работу предприятия. Этим самым они показывают свою истинную цель.

“Мы проводили мероприятия”. Департамент Кивы пока что не имеет официального отношения к Министерству культуры, поэтому это не мероприятия, а обыски. Все они проходили по одному и тому же сценарию: это просто блокирование работы того или иного предприятия, в данном случае, клуба. Это маски-шоу для запугивания сотрудников. При обыске было очень много процессуальных нарушений, которые были внесены в протокол, они есть в замечаниях, и мы по этому поводу еще с господином Кивой будем общаться, хочет он того или нет.

“У меня есть дочь, и я не позволю, чтобы ей… (вставить необходимое)”. О детях вспоминают, когда законных аргументов нет и наплевать на Уголовный и Уголовный процессуальный кодексы. Запомните его фразу:“Не обращай внимания на пыль на твоих сапогах”. Это он о бизнесе и гражданских правах. Это вы строите дело своей жизни, а он - пыль поднимает. Иногда очами.

“Выполнять решение суда будет исполнительная служба”. Мы оспариваем это решение, поэтому в законную силу оно вступит только после решения апелляции. В данном решении нет ссылки на прекращение именно предпринимательской деятельности и не предусмотрен порядок его выполнения. Директора клуба не обязали выполнять какие-либо действия правооохранителей. И как художник художнику: определение вынесено без применения ст.ст. 131, 132, 148-153 УПК. При этом другого порядка остановки работы предприятия в рамках уголовного производства не существует.

“А готов ли полиграф пройти меня?”

Когда обыски в клубах им наскучат и перестанут быть прибыльными, внимание Департамента грозит обратиться на других субъектов entertainment.

Поэтому - 10 рекомендаций посетителям культурных заведений, например, театров, если на сцене аншлаг людей с оружием и лорнировать приходится плохих актеров с корочками, а либретто такого сюжета не предусматривало.

· Расслабьтесь и дышите. Вы здесь надолго. Часов на шесть минимум.

Определение суда о разрешении на проведение обыска дает право обыскивать помещение, не вас

· Как только поняли, что спектакль закончился, звоните своему адвокату. Он должен быть у каждого.

· Идти во время обыска с правоохранителями в гардероб - плохая идея. Подождите свою шубку 6 часов, зато без попыток вменить вам ст. 309 Уголовного кодекса “Незаконное производство, изготовление, приобретение, хранение, перевозка или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов без цели сбыта”.

· Определение суда о разрешении на проведение обыска дает право обыскивать помещение, не вас. Если даже какой-то талантливый судья впишет в резулятивную часть определения разрешение на проведение личных досмотров посетителей - это грубое нарушение законодательства.

· Защищайте свои права. Отказывайтесь от личного досмотра.

· Следователь имеет право никого не выпускать из помещения. На вход это ограничение не распространяется. Поэтому смело зовите своего адвоката, “скорую”, если нужно.

· Нет законных оснований ограничить ваше передвижение по помещению. Не спрашивайте разрешения для посещения туалета, буфета и т.п.

· Вы не заложник и не обязаны никуда ни с кем ехать и/или давать пояснения, а тем более проходить медицинское освидетельствование. В крайнем случае применяйте методы ненасильственного сопротивления - сядьте на пол и пусть сами вас транспортируют.

· Не бойтесь магических слов “привлечение к ответственности за невыполнение требований сотрудника правоохранительных органов”. Во-первых, они вам забыли рассказать про то, что такие требования должны быть законными. Во-вторых, вопрос о привлечении вас к ответственности решает суд, а не те, чьим командам вы не подчиняетесь, мешая выполнять свои спецзадания.

· Объединяйтесь с остальными посетителями. Вы не на это представление брали билеты. Первые 2 часа на обыске стороны решают у кого больше силы, власти, полномочий. Как вы себя поставите, так дальше и пойдет. Не прогибайтесь.

Автор - Ксения Проконова, адвокат,
старший юрист практики правовой безопасности бизнеса АО Юскутум

Подписывайтесь на аккаунт ЛІГА.net в Twitter и Facebook: в одной ленте - все, что стоит знать о политике, экономике, бизнесе и финансах.