Донецкий бизнес, особенно малый и средний, который не привязан к месту, почти полностью мигрировал. Я бы выделил три волны ухода предпринимателей из города. Еще в январе-феврале бизнес начал чувствовать влияние политической ситуации в стране. Тогда в Донецке основные опасения были связаны с тем, что начнется давление на регион со стороны новой власти.

В феврале стал ощутим отток из города людей, которые были связаны с командой Януковича. Все ждали изменений и не планировали ничего надолго. В марте-апреле, когда начались волнения, по городу прокатилась волна мародерства, которая особенно сильно отразилась на тех, у кого можно было легко забрать собственность, в частности на автодилерах. В мае многие уже потеряли иллюзии, что все закончится быстро, и с активной фазой АТО совпал массовый исход среднего класса из города. 

Соответственно, наиболее сильно пострадали те сферы, чьи потребители и клиенты ушли из региона. Многие компании перенесли свои офисы в более спокойные места, а значит, опустели торговые центры и рестораны. Из-за военных действий примерно 90% заведений в центре оказались закрыты, по этой же причине остановились стройки.

В феврале стал ощутим отток из города людей, которые были связаны с командой Януковича"

Дальше становилось только хуже: банкоматы пустуют с июня, закрылись банки. В июне перестали платить пенсии и соцвыплаты. В следующие 2,5 месяца ситуация зависла где-то на одном уровне.

Практически исчезли те рынки, которые не относятся к продуктам первой необходимости, например, B2B. Когда-то Артемий Лебедев назвал Донецк городом победившей наружной рекламы. Сейчас весь рекламный сегмент сильно пострадал. Нужно очень постараться, чтобы найти в городе свежий борд.

ОБ АВТОРЕ

"Моим основным бизнесом было агентство интернет-маркетинга AdFactory. По итогам 2013 года выручка составила 2,5 млн грн, в штате было семеро сотрудников. Агентство стало первым в Донецке сертифицированным партнером Яндекса и Гугла. Донецк был ключевым рынком. Чтобы понять масштабы и темпы падения нашего рынка, приведу один факт: в мае у нас было 37 клиентов, в июне 12, в июле - 4.

Кроме меня и бухгалтера, все сотрудники выехали из Донецка. Сейчас я занимаюсь  волонтерской работой. В рамках инициативной группы "Ответственные граждане Донбасса" мы помогаем людям, которые остались в Донецке, пережить этот сложный период. Развозим еду и лекарства, оказываем адресную помощь. Провожу две недели в Донецке и одну в Киеве."

На какой-то период казалось, что в городе работает только то, что обеспечивает жизнедеятельность: продуктовые магазины, аптеки, заправки, общественный транспорт и коммунальщики. Многие поставщики отказывались везти в город свою продукцию, поэтому по продуктовым категориям заметно уменьшился выбор.

Тем не менее промышленность продолжала работать - особенно пищевая, и даже шахты. Я был в апреле на круглом столе по экономике в мэрии, и там приводились данные, что за первые четыре месяца года экспорт из области и города в другие регионы вырос. А импорт, наоборот, снизился. По-моему, это интересный факт.

Сейчас нижняя точка, на мой взгляд, пройдена. На ее дне в городе оставалось лишь 680 000 человек, сейчас уже около 850 000. Люди возвращаются. Стали налаживаться и поставки товаров - это заметно невооруженным глазом.

Наблюдая за нашими клиентами и партнерами, я выделил три группы бизнесменов.

1. Те, что заморозили работу и отправили свои коллективы в бесплатные и бессрочные отпуска. Поддерживается какая-то минимальная активность. Ждут, когда все закончится.
2. Те, кто имел запас прочности и чьи активы не пострадали, работают в других регионах, и у них дела более-менее.
3. Малый бизнес, который не имел привязки к месту и мог переехать в другой регион или даже страну (например, в Россию или страны Балтии - есть случаи). Там ситуация разная. Многие, пытаясь выжить, уехали, но все быстро поняли, что перевезти с собой рынок сбыта невозможно. А быстро найти новый не так просто, конкуренцию никто не отменял.

Очень высоким был запрос на получение справок в Торгово-промышленной палате на форс-мажорные обстоятельства.

Из-за военных действий примерно 90% заведений в центре оказались закрыты, по этой же причине остановились стройки.

Безусловно, многие предприниматели не хотят или не могут работать в условиях полной неопределенности и революционного хаоса. Но я уверен, что те, кто сможет найти в себе силы что-то делать, обнаружат множество интересных ниш.

Конечно, крупные инвестиции пойдут в регион, только когда станут ясны правила игры. А это не произойдет раньше окончания войны. Но я уверен, что свято место пусто не будет и Донецк еще имеет шансы вернуть себе славу делового центра Украины. Донбасс был не только источником валютной выручки, но и очень крупным рынком сбыта для компаний из других регионов. Значит, бизнес должен быть заинтересован вернуть мир на эту землю. Именно прочные деловые связи могут создать запрос на мир, который сможет помочь в деле "сшивания" страны. Уверен, что в среднесрочной перспективе все мигрировавшие бизнесы будут иметь отличные шансы вернуться.