Тема использования лесных ресурсов в Украине за последние годы сильно актуализировалась ввиду участившихся случаев браконьерства и увеличения доли теневого рынка. Государственные органы не могут всецело контролировать легальность производственных и торговых потоков. В то же время площади лесных угодий катастрофически снижаются, что чревато экологической катастрофой.

Лесной фонд Украины достаточно обширный - из общей площади страны размером 60,4 млн га леса занимают 9,6 млн га, или 15,9%. Несмотря на то что в рамках страны это небольшой показатель, на фоне европейских стран Украина занимает шестое место по запасам древесины и оценивается в пределах 2,1 млрд кубометров. Именно поэтому Украина остается интересным регионом экспорта сырья. Спрос рождает предложение, украинские производители такой шанс не теряют, зачастую пренебрегая законодательством и принятыми ограничениями по вырубке леса.

Так, согласно последнему годовому отчету Государственного агентства лесных ресурсов, за прошедшие 50 лет лесной покров страны увеличился почти в полтора раза, но при этом все равно не достигает необходимого показателя. При оптимальном климатическом уровне 20% фактическая лесистость составляет лишь 15,9%. Поскольку основные массовые насаждения лесов засеивались после Второй мировой войны, средний возраст лесов в Украине - 60 и более лет. Структура леса в основном также неутешительная: зрелые деревья составляют 18,7%, созревающие - 16,9%, средневековые - 47,5%, а молодняк - всего 16,9%. Леса попросту не успевают обновиться на фоне участившихся вырубок. По спутниковым снимкам можно проследить колоссальные изменения площадей лесных угодий. Однако проверить, законны ли эти вырубки, на сегодняшний день невозможно. Причина - закрытые государственные реестры вырубок. Проще говоря, никто не может отследить, целесообразно ли рубят тот или иной лесной участок, или в обход закона. В лучшем случае можно запросить статистику у местных представительств Государственного агентства лесных ресурсов, но опять-таки - это просто точечные цифры на бумаге, которые легко сфальсифицировать. Есть базы данных, которые охватывают весь набор параметров, таких как площадь лесов, площадь лугов, почв, изменения по которым можно отследить даже в динамике. Но информация в этих базах последний раз обновлялась в 1996 году.

За последний год в стране было произведено 16,4 млн куб м древесины, что на 2,6% больше показателя 2015 года. По официальным данным, общий объем реализации древесины в круглом виде на внутреннем рынке составил 11,7 млн куб м стоимостью 8,1 млрд грн, при этом экспортировано 2,6 млн куб м на сумму 2,7 млрд грн. По разным оценкам, от 6 до 8 млн куб  м уходят в теневой рынок.

Не останавливает вырубки и принятый на 10 лет мораторий на экспорт леса-кругляка - древесину рубят и вывозят под видом другой продукции. За 2015 год объемы незаконных вырубок леса составили 24 100 куб м, при этом выявлено более 6 565 случаев браконьерства. Только за 2015 год убытки от официальной несанкционированной вырубки леса составили около 85 млн грн, дыра в бюджете достигает минимум $40 млн.

Только за 2015 год убытки от официальной несанкционированной вырубки леса составили около 85 млн грн, дыра в бюджете достигает минимум $40 млн

Большинство украинских лесов пребывает в государственной собственности, в коммунальной находится лишь 13%, в частной - 0,1%, около 0,8 млн га вообще не используются и отнесены к землям запаса. Примерно 73% лесов находятся в распоряжении Гослесагентства. Контролировать 10 млн га лесных угодий достаточно непросто, учитывая, что в Украине работает около 300 лесных хозяйств без четкой системы управления этими государственными предприятиями.

Для ведения учета древесины пару лет назад в лесной отрасли начали вводить систему маркировки деревьев по примеру европейской практики. Кроме этого Гослесагентство проводило сертификацию, но покрыло лишь 3,4 млн га, или 35%, от всех лесных угодий. В прошлом году в Верховной Раде зарегистрировали законопроект №5495 о сохранении украинских лесов, который закрывает много законодательных пробелов в этой сфере. Это достаточно конструктивный шаг, однако до сих пор есть пробел в концепции контроля и мониторинга лесных угодий именно до вырубки.

По данным Гослесагентства, на 1 работника лесной охраны приходится целых 1200 га леса, контролировать которые достаточно непросто. Так, в 2016 году лесная охрана передала в правоохранительные органы 2162 дела по незаконной вырубке лесов. Кроме того, за допущение незаконной вырубки были привлечены к дисциплинарной ответственности 744 должностных лица гослесохраны, в том числе 79 - уволены. Это значительные показатели, которые могут лишь абстрактно обозначить объемы теневого рынка. По закону наказанием за нелегальную вырубку леса является всего лишь штраф мизерных размеров, который никак не навредит "бизнесу" браконьеров, а тем более не отобьет желание его "развивать". Необходимо инициировать ужесточение наказаний за нарушения подобного рода, как минимум это должна быть криминальная ответственность.

Государственные превентивные меры не покрывают всех правонарушений и не справляются с нарастающим теневым оборотом. Выходом может стать использование передовых технологий в сельском хозяйстве для того, чтобы предотвратить браконьерство еще на ранней стадии. Одним из таких решений, позволяющих промониторить точное состояние лесных угодий, является технология воздушного мониторинга. В частности, стартап Znaydeno. Проект позволяет проводить аудит использования природных ресурсов, а также объединяет новейшие программные разработки, информацию дистанционного зондирования Земли и аэрофотосъемки беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). С помощью беспилотников и специального программного обеспечения определяются места несанкционированной утилизации мусора и нарушения границ земельных угодий. Система сопоставляет кадастровые данные со спутниковыми за определенный период и в реальном времени показывает места самовольного занятия земельных участков. Точные локации устанавливают дроны, которые за один вылет способны охватить до 1 000 га земель. Такие веб-платформы позволят правоохранительным органам и журналистам оперативно реагировать на нелегальные вырубки леса и предотвращать преступления.

Артем Беленков, директор компании SmartFarming