В марте этого года на профильной конференции Ukraine Energy Forum глава государственной службы геологии и недр Николай Бояркин отчитался перед представителями нефтегазовой отрасли о выполнении задач и новых подходах ведомства к работе с участниками рынка.

Основная мысль выступления сводилась к тому, что Госгеонедра вовсе не карательный орган, а сервисная организация, в полномочия которой входит выдача специальных разрешений на пользование недрами.

К сожалению, господин Бояркин покинул зал конференции до начала сессии вопросов, которых у представителей нефтегазовых компаний накопилось немало.

Главное послание и претензия отрасли к государству, представителем которого по долгу службы является глава Госгеонедр, не меняется уже много лет. Инвесторам нужны понятные стабильные и равные правила игры. Бизнес ожидает, что госорганы в первую очередь будут играть по правилам и уважать решения судов.

К сожалению, пока что инвесторы убеждаются в обратном. Несмотря на все объявленные реформы, процедура выдачи и продления лицензий - это по-прежнему избирательный и непрозрачный процесс. И опыт Укрнафты - яркое тому подтверждение.

Читайте также - Газовый выхлоп. Почему частные компании не увеличат добычу 

В этом году истекает срок действия девяти лицензий компании на добычу углеводородов. Все необходимые для продления документы были собраны и заблаговременно поданы в Госгеонедра. Однако ведомство отказывается продлевать спецразрешения, ссылаясь на налоговый долг компании.

Долг действительно есть, Укрнафта этого не отрицает. Но проблема в том, что наличие долга не дает юридических оснований Госгеонедрам не продлевать срок действия лицензий.

Чиновники продолжают упорно ссылаться на положения п. 15 Порядка выдачи спецразрешений (постановление Кабинета министров №615), которые на сегодня признаны незаконными и отменены в судебном порядке. Повторные обращения Укрнафты остаются без ответа.

Срок действия лицензии на Заводовское месторождение заканчивается уже 31 марта. Это относительно небольшое месторождение во Львовской области. Прогнозная добыча - 5400 тонн нефти в год. Лицензия на Анастасиевское месторождение - самое крупное из девяти: 193 000 тонн нефти - истекает 27 июня.

Суммарно добыча на девяти месторождениях составляет 276 000 тонн нефти и 88 млн кубометров природного газа. Это около 20% годового объема добычи нефти Укрнафты, часть из которого может быть потеряна безвозвратно. Приостановление работ на этих площадях может привести к потерям технических и технологических характеристик скважин.

Читайте также - Экономика блокады. Чем жертвует Украина после решения СНБО 

По утверждениям господина Бояркина, благодаря работе Госгеонедр в прошлом году государство заработало 400 млн грн, но в то же время недополучило 320 млн грн рентных платежей из-за несвоевременного продления лицензий на Леляковское и Быткив-Бабченское месторождения (принадлежат Укрнафте. - Ред.).

В этом году убытки будут существеннее - государство может недосчитаться 1,4 млрд грн поступлений только от рентной платы, не считая налога на прибыль и НДС. Укрнафта потеряет более 4 млрд грн чистого дохода, а это срыв инвестиционной программы, сокращение рабочих мест, падение объемов производства.

Но это только прямые финансовые потери - для бюджета и отдельной компании. Более ощутимый ущерб понесет инвестиционный климат Украины из-за нелогичных решений регулятора. И этот убыток также измеряется миллиардами, но уже в долларовом эквиваленте. 

Марк Роллинс, председатель правления Укрнафты