Идея начисления нормы доходности на активы энергораспределительных компаний (облэнерго) не нова для Украины. Впервые она была введена еще правительством Виктора Ющенко в 2001 году, когда пяти облэнерго выплачивалась ежегодная "рента" 17% от цены их приватизации, зафиксированной в долларах.

Тогда же государство впервые ввело элемент "стимулирующего регулирования" для этих облэнерго - каждая гривня, которая бы инвестировалась с прибыли, приносила бы акционерам компании 17% дополнительной прибыли ежегодно. Однако тогда "стимулы" не сработали. Инвесторы, купившие облэнерго на приватизационных тендерах 2001 года, выводили из компаний 95-100% полученной прибыли.

Похоже, что наш "обновленный" регулятор НКРЭКУ (Нацкомиссия регулирования энергетики и коммунальных услуг - Ред.) плохо изучил опыт предшественников, и решил еще немножко походить по тем же граблям. Пафосно руководствуясь "международным" опытом, он решил повторить эксперимент шестнадцатилетней давности, но уже в масштабах всей страны, еще сильнее отрываясь от принципов стимулирования и напрочь забыв о справедливости.

НКРЭКУ плохо изучил опыт предшественников, и решил еще немножко походить по тем же граблям

27 июля стали известны новые параметры общенационального "стимулирующего регулирования". НКРЭКУ предлагает ввести доходность на активы облэнерго в размере 12,5% ​​годовых. И на старые активы, и на новые, которые будут созданы в результате "стимулирования".

Но "стимулирования" в решении регулятора не видно. Ведь вряд ли ставка доходности в размере 12,5% ​​годовых побудит облэнерго покупать новое оборудование. Своих денег у наших энергораспределительных компаний никогда не было, а брать долгосрочный кредит у банков под нынешнюю ставку в 19% - загонять себя в убытки.

Новые инвестиции не будут окупаться, а значит надеяться, что они вообще будут - бессмысленно. А по факту случится то же, что и раньше - все прибыли будут выводиться из энергораспределительных компаний. 

Читайте также: Как ДТЭК легализирует схему Роттердам+ через биржу

А прибылей там будет немало, ведь убив стимулы для развития, НКРЭКУ все-таки не обидел владельцев наших облэнерго. Предложил им ренту, которую они ежегодно будут получать от активов, которые уже есть на балансе. Ренту в размере 12,5% ​​годовых, которую все потребители будут платить только за то, что у нас есть облэнерго. Рента эта будет начисляться на определенную "базу активов", размер которой настолько неприлично велик, что его упорно не показывают общественности.

В решении от 2001 года прослеживалась какая-то справедливость по отношению к инвесторам и бюджету: приватизировал компанию, заплатив 100 000 000 грн, получай ежегодную ренту в размере 17 000 000 грн, купил за 200 - получай 34. И бюджет получил доходы от приватизации - и инвестора не обидели.

Нынешнее решение ничего общего со справедливостью не имеет - только с желанием обогатить владельцев облэнерго - в основном не бедных людей

Нынешнее решение ничего общего со справедливостью не имеет - только с желанием обогатить владельцев облэнерго - в основном не бедных людей. Ведь из 25 региональных энергораспределительных компаний 19 находятся в частной собственности.

Несправедливость можно проиллюстрировать на примере Днепрооблэнерго (контролирующий собственник ДТЭК Рината Ахметова, - Ред.). Эта компания была приватизирована в 2012 году за 1,32 млрд грн (в расчете на 100% акций). Согласно информации народного депутата Льва Пидлесецкого, база активов (сумма, на которую будут начислять ежегодную ренту в 12,5%) составляет около 12 млрд гривен. Это означает, что после введения "стимулирующего регулирования", владелец компании на ровном месте будет получать ежегодную прибыль около 1,5 млрд грн. То есть, каждый год он будет получать больше, чем однажды заплатил за эту компанию в ходе приватизации.

Очевидно, сегодняшний "ручной" подход к определению тарифов облэнерго нужно менять - он не стимулирует владельцев развивать электросети, не позволяет планировать долгосрочные инвестиции. Но этот подход должен побуждать владельцев к будущим инвестициям, а не к стрижке ренты от успешно приватизированных активов в недалеком прошлом.

Александр Паращий, руководитель аналитического департамента инвесткомпании Concorde Capital