Обыски и уголовные дела в IT-фирмах напоминают мне времена "злочинной" банды. Ситуация тогда выглядела похоже: проходила волна обысков с изъятием серверов и прочим жестяком у IT-компаний в Одессе и Николаеве. И правда, обороты у них большие и обвинить айтишников всегда есть в чем, ведь они работают как частные предприниматели.

Помню, как помимо формально-юридической работы велись бесконечные душеспасительные беседы с руководством фискалов в Киеве на тему того, что IT-компании - это, по сути, последняя конкурентоспособная отрасль народного хозяйства, которая генерирует значимый поток валюты в экономику страны. Звучали аргументы о том, что основными заказчиками интеллектуального продукта являются иностранные компании с громкими именами, и страна будет бледно выглядеть перед ними, если не даст эти контракты исполнить.

Айтишники не продают ничего, кроме своих мозгов и программ. То есть зло проявляется в виде кучи недовольных иностранцев и обнищавших украинцев, а "добра" в виде отжатых компаний и перенаправленных финансовых потоков отдельные личности в Киеве не дождутся

А самое главное - эти компании невозможно "отжать", как это любила делать предыдущая власть и за что ее так много критиковали. Ведь айтишники не продают ничего, кроме своих мозгов и программ. То есть зло проявляется в виде кучи недовольных иностранцев и обнищавших украинцев, а "добра" в виде отжатых компаний и перенаправленных финансовых потоков отдельные личности в Киеве не дождутся. Самое интересное, что власть "самого репрессивного из всех режимов" - режима Януковича  - вняла этим аргументам. Преследование было прекращено, министр взял на личный контроль все случаи, изъятые сервера вернули и айтишники вздохнули с облегчением.

Причем определяющим в этом решении был именно аргумент об иностранных заказчиках! Предыдущую власть это убедило.

На тот момент я еще не понимал масштаба IT-бизнеса в Украине, его перспектив, а соответственно, и масштаба бедствия, причиняемого таким отношением властей. Чуть позже, когда я сам начал инвестировать в IT-стартапы, я понял, что будущее страны в тысячах талантливых мальчиков в очках, а не в покосившихся элеваторах напольного хранения, как нам предлагают апологеты аграрного пути. При этом я не имею ничего против развития АПК, только современного АПК, который также замешан на IT и космических технологиях.

Чуть позже, когда я сам начал инвестировать в IT-стартапы, я понял, что будущее страны в тысячах талантливых мальчиков в очках, а не в покосившихся элеваторах напольного хранения, как нам предлагают апологеты аграрного пути

Однако вернемся к IT-индустрии. Пришла новая власть и практикует те же подходы, что и предыдущая, только еще при этом ездит на road-show по миру и всех приглашает к нам инвестировать. Так не пойдет. Такой подход просто не летает.

Уже сейчас основной юридической услугой для IT-индустрии является получение европейского ВНЖ (вид на жительство) для талантливых программистов. И процесс их выезда нарастает. Ведь важной особенностью этого бизнеса является его полная делокализация. Им, строго говоря, все равно, откуда работать, и работать они будут там, где для этого есть условия. Мы констатируем, что в Украине эти условия ухудшились даже в сравнении с "преступной властью". Это и есть завоевание революции? Хочется верить, что нет.

Вместе с тем, я продолжаю верить в высокотехнологическое будущее Украины, для которого у страны все есть. Если кто-то еще помнит, и революция-то делалась под лозунгами превратить страну в Кремниевую Долину. Верю, что при условии ослабления административного давления и внедрения прозрачного и понятного правового и налогового режима это скоро станет реальностью.

Андрей Астапов, управлящий партнер международной юридической группы AstapovLawyers