Не успев по-настоящему избавится от одного государственного телеканала, украинская власть решила тут же обзавестись новым: в среду, 4 ноября, 243 народных депутата проголосовали за принятие в первом чтении законопроекта Министерства информационной политики Об иновещании. В этом законе нет и намека на концепцию мультиплатформности, так широко разрекламированной министерством, и конвергентности, которая, по логике, должна ей предшествовать. Но есть новое государственное предприятие Іномовна телерадіокомпанія України Ukraine Tomorrow (интересно, заявит ли Фирташ свои права на копирайт?). Есть также в законе и обязательство финансировать это предприятие из госбюджета - чуть меньше $10 млн в год.

Перед тем, как проголосовать этот шедевр законотворчества во втором чтении, было бы неплохо разобраться, чего именно хочет достичь государство Украина на самом деле, создавая такое телевидение.

Читайте также: Между Первым национальным и ВВС: каким будет общественное ТВ

Опыт

Опыт создания телеканала у нашего государства уже есть, хотя неуклюжее 24-этажное здание на Мельникова - скорее надгробный памятник телеканалу. Поначалу независимости его пытались наполнить хоть каким-то смыслом, но потом остыли и использовали по старому советскому назначению - прославляли власть в разных формах. В паузах между этим доминировал Поплавский и его кордебалет. При неосторожном соприкосновением с эфиром Первого национального возникало щемящее чувство стыда, похожее на то, которое вызывают фотографии из 90-х - парад безвкусицы из стоячих причесок, накладных плечиков, малиновых пиджаков: "Неужели это мы?". Радовало лишь, что при покрытии 97% территории страны, рейтинги Первого национального практически всегда стремились к нулю.

Опыт создания телеканала у нашего государства уже есть, хотя неуклюжее 24-этажное здание на Мельникова - скорее надгробный памятник телеканалу

Собрав остатки воли в кулак, государство вот уже полтора года пытается избавиться от этого телеканала, переделав его в общественного вещателя. Но жить без собственного телевидения уже не может, поэтому строит проект планетарного масштаба. Покинет ли его зрителей чувство стыда - ответ на этот вопрос можно найти на сайте государственного информагентства Укринформ - в скромном разделе UA/TV. Именно тут транслируется то, что Министерство информационной политики с апломбом запустило как "международный телеканал". Видеоистории на русском и украинском о том, как устроен банкомат, как вяжут колготы на чулочной фабрике, чем российская пропаганда похожа на пропаганду Геббельса, чем полезен сыр, реклама новой конституции, новости в будущем времени - "представят", "встретятся", "прорапортуют", все сопровождается английскими субтитрами, текстовыми новостями на разных языках и бегущими строками. Поплавский уже на глаза не попадается.

Читайте также: Останется ли новое общественное ТВ рупором старой власти


<a href="http://liga.net/">Источник</a>

Менеджмент

Запускает проект UA/TV (или все-таки Ukraine Tomorrow?)  Юрий Стець, который уже однажды превратил "первый информационный украинский" телеканал в телемагазин. Хотя сам Юрий считает, что он уже телеканал иновещание успешно запустил, поэтому с должности министра информационной политики пообещал вот-вот уйти. Куда? Видимо, возглавить иновещательную телекомпанию - ее бюджет в разы больше бюджета министерства. Если же депутаты законопроект во втором чтении не проголосуют, вернется на 5 канал, с которого, в принципе, он никуда и не уходил.

Команду Укринформа возглавляет Александр Харченко. Видимо, на это госагентство возлагается обеспечение мультиплатформности. На видео в честь запуска канала иновещания Харченко обещает сделать из Укринформа агентство №1 в Украине. Еще одна структура иновещания - Всесвітня служба Українське телебачення і радіомовлення. Ею руководит бывший директор ГТРК Крым Михаил Шматов. Есть программный директор БТБ Максим Наливайко и Наталья Костина, руководитель редакции зарубежной информации. Называть эту команду мультиплатформенной преждевременно. Скорее, она разношерстная.

Все потуги противопоставить российской махине пропаганды $10 млн, потраченных на один телеканал без малейшего намека на креатив, выглядят жалкими

Бюджет

"Кремль выделяет $1,4 млрд в год для обеспечения всеобъемлющей работы пропагандистской машины как внутри страны, так и за рубежом. По утверждениям, она охватывает 600 млн человек в 130 странах на 30-ти языках", - заявил вчера заместитель помощника госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Бенджамин Зифф. В своей пояснительной записке к законопроекту о иновещании Стець тоже упоминает некий медиаресурс, который применяется против Украины и влияние которого направлено на искривление реального состояния дел.

Ни слова о России или Кремле, ни слова о том, как происходит искривление, как работает этот глобальный медиаресурс. А ведь он не ограничивается одним лишь телеканалом Russia Today и агентством Sputnik. Это и сеть аналитических структур, и системная работа русских культурных центров, и массовое присутствие на независимых платформах и в соцсетях. В связи с этим, все потуги противопоставить этой махине $10 млн, потраченных на один телеканал без малейшего намека на креатив, выглядят жалкими (как желание просто потратить эти $10 млн). Да, их хватит на то, чтобы запустить сигнал на три спутника, которыми так гордится Стець, и их даже хватит на Укринформ и на УТР, и на корпункт в Китае тоже хватит. Но их точно не хватит на дистрибуцию через кабельных операторов, на качественный маркетинг, их не останется на анализ показателей и исследования рынков. Хотя последние национальному иновещателю судя по всему не нужны - они так и не определись, кто их целевая аудитория, где их целевые территории и что конкретно они хотят донести миру, кроме того, что в России все плохо (сюжет про нацизм в России фоном звучит из UA/TV в момент написания этих строк).

Эффективность

Этот пункт приближает к пониманию реальных целей, с которыми запускается проект иновещания: измерять эффективность потраченных усилий и ресурсов на этот проект невозможно. Можно сколько угодно спутников подключать в свою дистрибуцию, но невозможно посчитать, сколько людей и в каких регионах мира снимают сигнал с этих спутников, сколько из них, как часто и как подолгу смотрят этот канал, какие темы и истории популярны.

Обратимся за опытом к Russia Today: совсем недавно The Daily Beast опубликовало данные эффективности работы Russia Today за десять лет. За это время на телеканал было потрачено более 2,5 миллиардов долларов, но заинтересовались им всего 0,1% зрителей Европы, а в Британии Russia Today занимает аж 175 место по популярности. Авторы статьи обращают внимание, что российские власти попались в свою же ловушку - при отсутствии альтернативного мнения, им приходится верить в откровенное вранье своих подчиненных. Результаты работы всей пропагандистской машины Российской Федерации на внешнем рынке тоже нельзя назвать успешными - осуждение аннексии Крыма, введение санкций, признание участия войск РФ в конфликте в Украине и Сирии, провал позиций даже в ООН. Но, похоже, Russia Today в этой системе - самое слабое звено.

Похоже ответ "зачем нам всем государственное предприятие Ukraine Tomorrow" напрашивается сам собой - чтобы по старой, домайдановской привычке повторить все, что делает наш не весьма умный, но агрессивный сосед
Что ж, похоже ответ "зачем нам всем государственное предприятие Ukraine Tomorrow" напрашивается сам собой - чтобы по старой, домайдановской привычке повторить все, что делает наш не весьма умный, но агрессивный сосед. В головах наших чиновников Россия еще остается примером для подражания, она все еще влияет на принятие их решений, и нас все еще обязывают оплачивать это удовольствие.

Альтернатива

В своей пояснительной записке к законопроекту о иновещании Стець пишет: "в мировом медипространстве практически отсутствует национальный информационный продукт, который бы распространял объективную и актуальную информацию про Украину".

Мне больно это читать, во-первых, потому что продукт не может ничего распространять - распространяют платформы, площадки и площадочки. Во-вторых, если же под словом "продукт" министр информации имеет ввиду именно отсутствие платформы, то он говорит неправду - их у Украины после Революции достоинства появилось предостаточно: Украинский кризисный медиа-центр, Громадське International, англоязычные версии частных информагентств и, несомненно, проект Ukraine Today (проект автора - ред.). За год и два месяца работы мы в Ukraine Today набили достаточно шишек и наступили на немалое количество граблей, чтобы понять ошибочность многих утверждений, вынесенных Стецем на голосование в парламент. С нами никто не консультировался, хотя опыт наших менеджеров на украинском телерынке уникален.

Все, чего нам, существующим иновещателям, не хватает для информационного счастья - это прорывно-позитивных новостей от нашего правительства. Нам нужна конкуренция, но совсем не нужен конкурент, за которого стыдно. Нам нужны новости об увеличении рейтинга инвестиционной привлекательности Украины, о ее вхождении в топ-20 стран с наименьшим уровнем коррупции, об успешной адаптации внутренне-перемещенных граждан в новых местах проживания. Нам нужны реальные победы. И не только нам, они также пропуск в вожделенный для многих мир CNN, BBC, Deutsche Welle и других международных телеканалов.

Все, чего нам, существующим иновещателям, не хватает для информационного счастья - это прорывно-позитивных новостей от нашего правительства
А 10 миллионов долларов всегда найдется куда потратить со смыслом. Например, на перевод и презентацию украинских книг в Европе и США. На эти деньги можно организовать достойный украинский стенд на Франкфуртской книжной ярмарке, а из Книжного Арсенала или Львовского форума книгоиздателей создать успешную ему альтернативу, завалить Польшу, Австрию и Венгрию романом Софии Андрухович Феликс Австрия, Францию - Жаданом и Карпой, Британию - Адруховичем-старшим и Забужко, из Шевчука сделать восточно-европейского Маркеса, а из Леонида Кононовича - Ромена Гари,  из Кротячьих историй Прохасек - новых мумий-троллей. И денег еще останется прокатать всех этих (и, безусловно, других достойных) авторов по Европе и США. Прохасек можно довезти до Кореи и Японии. Все, что нужно для этого - понимание конечного результата и методов его достижения. Шило, за неимением мыла, покупать совершенно не обязательно.

Автор - Татьяна Пушнова, генеральный продюсер Ukraine Today

Редакция готова предоставить Министерству информационной политики право высказать свою точку зрения