НАТО и стратегия противодействия гибридным угрозам
НАТО

Как для создания гибридных угроз используется сочетание различных игроков и действий, так же надо строить и гибридную оборону. С 2016 года НАТО и Европейский союз определили борьбу с гибридными угрозами одной из первоочередных задач сотрудничества. Новый Европейский центр передового опыта по борьбе с гибридными угрозами, (Hybrid COE) расположенный в столице Финляндии Хельсинки, играет единственную в своем роде роль в содействии этому сотрудничеству.

Гибридные угрозы разнообразны и постоянно меняются, при этом используется широкий диапазон инструментов: от ложных страниц в соцсетях до изощренных кибернападений и открытого применения военной силы, включая все промежуточные варианты. Инструменты гибридного влияния можно применять по-отдельности или в сочетании, в зависимости от характера цели и искомого результата. Как следствие, борьба с гибридными угрозами должна быть столь же динамичной и способной к адаптации, при этом надо следить за вариациями гибридного влияния и стараться предугадать, на что будет делаться упор в дальнейшем и какие новые инструменты могут пойти в ход.

"Зеленые человечки: сыграли заметную и центральную роль в неправомерной аннексии Крыма Россией в марте 2014 года, продемонстрировав, как в евроатлантическом регионе может быть применена военная сила ниже правового порога войны. © Moldnova.eu"Зеленые человечки" сыграли заметную и центральную роль в неправомерной аннексии Крыма Россией в марте 2014 года, продемонстрировав, как в евроатлантическом регионе может быть применена военная сила ниже правового порога войны.
© Moldnova.eu

Например, вслед за последними президентскими выборами в США упор в борьбе с гибридными угрозами делался на стратегических коммуникациях, дезинформации и препятствовании процессу выборов. До этого основной упор делался на «зеленых человечках», сыгравших столь заметную и центральную роль в неправомерной аннексии Крыма Россией. Еще одна корректировка произошла после нападений с применением нервно-паралитического вещества в Солсбери, в результате чего первоочередной стала проблема угроз, связанных с химическими, биологическими, радиологическими и ядерными веществами. Мы еще не видели всех граней гибридного влияния, и с уверенностью можно утверждать лишь одно: будут появляться новые.

Необходимо предупреждать гибридные угрозы как «пассивными» средствами, например, повышение устойчивости к потрясениям или внезапным событиям, так и более активными, в частности, основательными мерами по подготовке и защите функций и структур, которые вероятнее всего подвергнутся гибридным нападениям. В этой связи невозможно переоценить важность обеспечения в достаточной степени гражданской готовности, свободной прессы, просвещенной общественности и действующей нормативно-правовой базы.

Жизненно важно прийти к рабочему определению гибридных угроз, с учетом большого числа различных участников, которым надо сотрудничать друг с другом. На национальном уровне финская комплексная модель безопасности состоит из множества различных органов власти и учреждений, что придает мерам по борьбе с гибридными угрозами необходимый охват и масштаб. На международном и наднациональном уровне в число участников входят, например, гражданский секретариат и военный штаб НАТО, учреждения ЕС, в частности, службы Европейской комиссии и Европейская внешнеполитическая служба (EEAS). Чтобы все они двигались в одном направлении, требуется общее понимание гибридных угроз, и для этого принципиально важно, чтобы соответствующие структуры ЕС и НАТО регулярно взаимодействовали, добиваясь этой цели.

В то же время концептуальная работа не должна мешать борьбе с этими угрозами и подготовке к ней. Общее понимание гибридных угроз не предполагает неопровержимого определения, которое вероятно устарело бы на следующий день или могло бы затронуть характер мероприятий по борьбе с гибридными угрозами. Гибридные угрозы не только разнообразны, но и специально рассчитаны на то, чтобы воспользоваться конкретными уязвимыми факторами конкретных целей. Это означает, что у каждой страны должно быть свое представление о том, каким гибридным угрозам она может подвергнуться. Добиваются этого не с помощью универсального определения концепции, которая не является универсальной, а благодаря доскональному изучению своих уязвимых сторон.

Воздействие уязвимости государства может ощущаться за пределами его границ. В качестве примеров можно привести системы спутниковой навигации, транспортные системы или подключенные друг к другу электросети, где нападение на один уязвимый узел в одной стране неизбежно возымело бы последствия для других стран, у которых не было подобных уязвимых сторон. Поэтому в связи с гибридным нападением, при котором выгодно использовалась уязвимость одной страны, могут понадобиться не только действия одного суверенного государства, но и общее планирование и реагирование. Эта логика, хотя и без элемента реагирования, отражена в Европейской программе защиты критически важных объектов инфраструктуры, призванной определить и защитить критически важную инфраструктуру, «в случае отказа, инцидента или нападения на которую могли бы возникнуть серьезные последствия как для страны, где она размещена, так и для, как минимум, еще одного европейского государства-члена».

Меры по борьбе с гибридными угрозами, принимаемые ЕС и НАТО

В 2016 году Европейская комиссия и Европейская внешнеполитическая служба разработали совместные рамки борьбы с гибридными угрозами, предусматривающие 22 действия, предпринимаемые государствами-членами и учреждениями для распознавания гибридных угроз, повышения осведомленности о них и принятия шагов по укреплению устойчивости. Действия нельзя назвать исчерпывающими, но тем не менее в рамках четко обозначена цель: сделать борьбу с гибридными угрозами одной из первоочередных задач ЕС. Наиболее ощутимыми последствиями стало создание при Разведывательном и ситуационном центре ЕС группы по обобщению информации о гибридных угрозах и Европейского центра передового опыта по борьбе с гибридными угрозами в Хельсинки.

Гибридные угрозы также фигурируют среди первых вопросов повестки дня НАТО вслед за появлением в Крыму в 2014 году «зеленых человечков», четко продемонстрировавшего, как в евроатлантическом регионе может быть применена военная сила ниже правового порога войны. НАТО быстро приняла стратегию борьбы с гибридными угрозами, основанную на общеорганизационном горизонтальном подходе. По аналогии с Европейским союзом НАТО создала потенциал для мониторинга и анализа гибридных угроз с опорой на разведсообщества и в сотрудничестве с другими руководящими органами НАТО. Более того, НАТО создала группы поддержки для борьбы с гибридными угрозами, которые можно направить для содействия властям пострадавшей страны.

Необходимо общее понимание гибридных угроз, и для этого требуется регулярное взаимодействие в соответствующих структурах ЕС и НАТО и между ними. В то же время каждой стране надо проанализировать ее уязвимые стороны, с тем чтобы понять, какого рода гибридным угрозам она может подвергнуться. © Hybrid COE
Необходимо общее понимание гибридных угроз, и для этого требуется регулярное взаимодействие в соответствующих структурах ЕС и НАТО и между ними. В то же время каждой стране надо проанализировать ее уязвимые стороны, с тем чтобы понять, какого рода гибридн

Необходимо общее понимание гибридных угроз, и для этого требуется регулярное взаимодействие в соответствующих структурах ЕС и НАТО и между ними. В то же время каждой стране надо проанализировать ее уязвимые стороны, с тем чтобы понять, какого рода гибридным угрозам она может подвергнуться. © Hybrid COE

В июле 2016 года в Варшаве Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг, председатель Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер и председатель Европейского совета Дональд Туск подписали совместное заявление, в котором был изложен «общий свод предложений» и 74 конкретных действия, многие из которых сосредоточены на гибридных угрозах, укреплении устойчивости в сфере кибернетической безопасности и стратегических коммуникациях. Во втором совместном заявлении, согласованном в июле 2018 года в Брюсселе, сделан дополнительный упор на военной мобильности, борьбе с терроризмом и устойчивости к факторам риска, который представляют химические, биологические, радиологические и ядерные вещества.

Помимо того, что у сотрудничества между НАТО и ЕС появилась долгожданная платформа, отвечающая общим интересам, борьба с гибридными угрозами привела к ряду других важных новых подвижек в Европейском союзе. Европейская комиссия и Европейская внешнеполитическая служба создали межведомственную группу по борьбе с гибридным угрозами, которая регулярно проводит встречи на разных уровнях. Данная группа, призванная обеспечить общую осведомленность о событиях и процессах в европейских учреждениях, имеющих отношение к борьбе с гибридными угрозами, стала многообещающим первым шагом вперед на пути к всеобъемлющей модели решения проблем, связанных с безопасностью. В идеале благодаря этому сформируется более прочная платформа для гражданской и экономической готовности, кибернетической безопасности и других межотраслевых по сути вопросов.

Более того, был продлен – еще на четыре председательства, до июня 2020 года – и значительно расширен мандат Группы друзей председателя Европейского совета по борьбе с гибридными угрозами. Первоначальный мандат группы, принятый в 2017 году, был очень ограничен, тогда как новый мандат призывает к проведению обзора нынешних усилий ЕС по борьбе с гибридными угрозами, с тем чтобы выявить недочеты, избежать дублирования и поддержать принятие политических решений в органах Совета. Когда завершится новый мандат, группа может даже стать постоянным органом, отвечающим за обеспечение осведомленности по всем секторам и – по аналогии с Комитетом по гражданскому чрезвычайному планированию НАТО – оказание поддержки государствам-членам в обеспечении гражданской готовности и, таким образом, устойчивости к гибридным угрозам.

Одна из важнейших областей, в которых необходимо активизировать сотрудничество между Европейским союзом и НАТО – учебная подготовка и учения. Многоаспектные, комплексные учения, в ходе которых проверяется способность к реагированию на гибридные угрозы ниже порога войны, стали бы идеальным направлением, на котором обе организации могли бы изучить свои сильные и слабые стороны и, возможно, обнаружить взаимодополняющие стороны. В сентябре на неофициальном заседании Североатлантического совета (САС) с Комитетом по вопросам политики и безопасности ЕС (КВПБ) состоялось обсуждение на основе гибридного сценария при содействии ЦПО по гибридным угрозам. Данная инициатива должна стать постоянным элементом будущих обсуждений САС-КВПБ и других совместных заседаний, как будет целесообразно.

Совместные учения можно было бы задумать таким образом, чтобы состыковать по функциональному признаку институциональные структуры ЕС и НАТО вокруг актуального для обеих организаций сценария гибридной угрозы, при поддержке со стороны ЦПО. Помимо этого, Школа НАТО в Обераммергау и Европейский колледж обороны и безопасности могли бы открыть свои учебные курсы для сотрудников ЕС и НАТО соответственно.

ЦПО по борьбе с гибридными угрозами год спустя

Один из наиболее конкретных результатов усилий по борьбе с гибридными угрозами – создание ЦПО в Хельсинки, который в сентябре 2017 года вышел на начальный оперативный потенциал. Год существования центра – хорошая возможность проанализировать его достижения и дальнейшее направление работы.

Европейский центр передового опыта по борьбе с гибридными угрозами был официально открыт в октябре 2017 года в столице Финляндии. Это ни орган ЕС, ни орган НАТО, а отдельная юридическая организация. © NATO
Европейский центр передового опыта по борьбе с гибридными угрозами был официально открыт в октябре 2017 года в столице Финляндии. Это ни орган ЕС, ни орган НАТО, а отдельная юридическая организация. © NATO

С апреля 2017 года число стран-участниц увеличилось вдвое – с девяти до восемнадцати, и еще ряд стран проявляет растущую заинтересованность в членстве в нем. Центр разработал концепцию для трех групп по интересам. Эти три группы, каждая из которых ведет работу по налаживанию связей, аналитике и учебной подготовке, добились успехов в поощрении осведомленности об обстановке, укреплении устойчивости к внешним потрясениям и потенциала реагирования в участвующих странах. Ведущую роль в группе по гибридному влиянию играет Соединенное Королевство, в подгруппе по негосударственным субъектам – Швеция, а в группе по факторам уязвимости и устойчивости – Финляндия. Летом сего года они организовали мероприятия в своих кругах для обмена передовым опытом по таким вопросам, как устойчивость правовых систем, безопасность на море и в гавани, энергетические сети, беспилотные ЛА и вмешательство в выборы. Четвертая группа по интересам, занимающаяся стратегией и обороной под руководством Германии, была укомплектована в августе и будет работать над стратегическим пониманием гибридной борьбы.

Как мы убедились, борьба с гибридными угрозами быстро стала центральным каналом для укрепленного сотрудничества между НАТО и Европейским союзом, основанным прежде всего на взаимной заинтересованности. В силу того, что центр не является ни органом ЕС, ни органом НАТО, а самостоятельной юридической организацией, ЦПО по гибридным угрозам может играть уникальную роль, содействуя этому сотрудничеству и укрепляя его.

Центр продолжает оказывать поддержку сотрудникам ЕС и НАТО, занимающимся гибридными угрозами. Сотрудники обеих организаций участвуют в деятельности центра, в частности, практикумах, семинарах и учениях, призванных углубить понимание гибридных угроз. Обе организации также представлены на заседаниях Руководящего совета центра.

В марте центр провел выездное заседание, перед которым была поставлена задача уточнить возможные конкретные действия во всех основных областях взаимодействия и сформулировать рекомендации по дальнейшему укреплению сотрудничества между ЕС и НАТО. В центре внимания в ходе обсуждений были вопросы совершенствования раннего предупреждения и осведомленности об обстановке, стратегических коммуникаций и информирования, кризисного реагирования, устойчивости, кибернетической защиты и энергетической безопасности. Подобные выездные заседания могут стать ежегодным мероприятием.

В апреле ЦПО по гибридным угрозам созвал региональный семинар для обмена стран северной Европы и Балтии передовым опытом борьбы с гибридными угрозами, в сотрудничестве со штабом Сил специальных операций НАТО. По его итогам был сделан вывод, в частности, о необходимости разработать ответные действия всего правительства и всего общества в связи с гибридными угрозами. Региональное сотрудничество способствует этой работе, и центр вместе с НАТО будет работать над аналогичными семинарами в других регионах.

В мае в рамках оценки воздействия гибридных угроз на создание потенциала при содействии центра был проведен практикум с отработкой сценария «Защита гавани в условиях гибридной угрозы», который был организован Европейским союзом и в котором участвовали сотрудники ЕС и НАТО. Данный практикум стал итогом проведенных в 2016 году командно-штабных учений по гибридным угрозам.

В мае 2018 года Европейское оборонное агентство и Центр передового опыта по борьбе с гибридными угрозами совместно организовали практикум для изучения вопроса о том, как снизить гибридные угрозы для европейских гаваней и повысить их устойчивость. © BundeswehrВ мае 2018 года Европейское оборонное агентство и Центр передового опыта по борьбе с гибридными угрозами совместно организовали практикум для изучения вопроса о том, как снизить гибридные угрозы для европейских гаваней и повысить их устойчивость. © Bundeswehr

Все страны-участницы вносят значительный вклад в работу центра. Четыре страны взяли на себя ведущую роль в группах по интересам ЦПО, и шесть стран поддерживают центр, откомандировав сотрудников в секретариат в Хельсинки. Один из конкретных примеров вклада стран – учебное мероприятие по всеобъемлющей безопасности, организованное центром вместе с Силами обороны Финляндии. Это мероприятие проводится в течение недели и рассчитано на государства-члены НАТО и отдельные страны-партнеры; задача мероприятия – помочь странам в разработке всеобъемлющего подхода или доктрины обобщения в целях борьбы с гибридными угрозами. Центральное место отводится финской комплексной модели безопасности, но она обсуждается в контексте опыта других стран и учреждений по обеспечению всеобъемлющей безопасности.

Многого удалось добиться, но еще предстоит очень много работы. Мы должны быть способны перейти от описания угроз к борьбе с ними. В области учебной подготовки и учений существует потребность в командно-штабных учениях и обсуждениях на основе сценариев, которые можно проводить совместно или как отдельные национальные учения. Государства-участники должны доверять друг другу и оказывать друг другу поддержку в выявлении факторов уязвимости стран и совместном укреплении устойчивости. Председательство Румынии и Финляндии в ЕС в 2019 году предоставит дополнительные возможности для поощрения сотрудничества в борьбе с гибридными угрозами. Как обусловлено необходимостью, общее понимание гибридных угроз не стоит на месте, и поэтому оно требует постоянного внимания, изучения и популяризации. И пока есть государства-члены НАТО или Европейского союза, которые еще не присоединились к центру, есть потенциал роста.

Статья опубликована в издании "NATO Review".
Публикуется с ведома и разрешения правообладателя в официальном переводе.