Недавно один из коллег приветствовал немецкие заявления Виталия Кличко. Напомню, что на встрече с канцлером ФРГ Ангелой Меркель призвал ее способствовать подписанию соглашения об ассоциации Украины с ЕС, разделив при этом украинскую власть и украинский народ. Заявление Кличко подлежит не одобрению, а анализу. И вот почему. 

Странное совпадение: через несколько дней после слов Кличко на украинцев обрушился целый вал апокалиптических предсказаний от разных ораторов. С призывом к оппозиции объединиться вокруг дела ассоциации с властью со страниц прессы выступил Валерий Хорошковский. СМИ заполонили заявления и статьи более или менее уважаемых экспертов, всерьез рассказывающих о том, что, если соглашение об ассоциации не будет подписано в 2013 году, оно не будет подписано никогда. Украина потеряет свой исторический шанс и все такое прочее. Страшилкой, как водится, выступал Таможенный союз имени В.В.Путина. Словно это какая-то черная дыра, из которой нет выхода. 

Статьи за подписью Хорошковского подталкивают украинских конспирологов  к рассуждениям о том, что-де, сие означает обострение в отношениях Семьи и группы РУЭ. На самом деле все проще: Хорошковский совместно с товарищами по РУЭ отвечает за легализацию власти в очах Запада. И сейчас, на фоне грязноватых выборов, просто начался очередной этап этой PR-активности.

Удивительно, но подобные статьи и мнения активно поддерживает большая часть украинской онлайн-интеллигенции. Фейсбук абсурдно солидарен: подписывать несмотря ни на что. Похоже, даже не спрашивая мнения самих европейцев. И это прискорбно.

О том, почему Таможенный союз и вся связанная с ним украинская игра - большой блеф, уже сказано. А вот о политических последствиях "европейской линии Кличко" для оппозиции стоит поговорить отдельно. 

Кличко полностью повторяет тезисы Банковой и вольно или невольно принимает участие в ее медиа-кампании

В вопросе поддержки ассоциации Украины Кличко следовало бы быть намного аккуратней. Еще кто-то из древних сказал, что ад наступает, когда сбываются все желания. Играя в повестке власти и помогая ей в контактах с европейцами, Кличко сильно рискует. Почему? Все просто.

Кличко полностью повторяет тезисы Банковой и вольно или невольно принимает участие в ее медиа-кампании. Хотя тезисы эти сами по себе весьма абсурдны. Упор в текущей обработке общественного мнения делится на несколько смыслов. Они очевидны - разделять власть и украинский народ и, следовательно, принятием ассоциации влиять на власть, которая якобы после подписания должна будет подстраиваться под европейские стандарты, облегчая жизнь всем нам. Логики в этом заявлении нет абсолютно никакой. Из подписания соглашения об ассоциации с ЕС облегчение жизни простых украинцев не следует. Напротив, апологеты немедленного подписания соглашения забывают сказать, что, несмотря на ассоциацию, принимать все решения относительно внутренней политики государства будет та же власть. Спрашивается, что мешает ей сейчас вести ответственную политику и принимать выгодные для народа решения? Вопрос риторический. Почему власть должна начать принимать их после ассоциации с ЕС? Потому что хочет вступить в Евросоюз, казалось бы, ответ очевиден. А если она не хочет? А если власти нужна только зона свободной торговли с ЕС без ратификации ценностной, политической части соглашения об ассоциации? 

Что будет,  если соглашение об ассоциации таки подпишут? Все телеканалы нам расскажут о прорыве Виктора Януковича и на ниве евроинтеграции. А выгоды от режима свободной торговли с ЕС получит провластный олигархат, желающий законсервировать статус-кво. Улучшения жизни уже сегодня, безвизового режима, ослабления давления на бизнес не будет. Власти это невыгодно. Иначе либерализация режима началась бы уже сейчас. После того как рядовые граждане не заметят никакого обещанного облегчения от ассоциации с ЕС, их недовольство падет не только на власть, но и на оппозицию, которая этой власти помогла.

Единственная надежда  - на ЕС. Похоже, лидеры стран Евросоюза ничего подписывать с Януковичем пока не намерены. Они и спасают украинскую оппозицию от ее собственной слепоты.

Сергей Высоцкий, ЛІГАБізнесІнформ