Праздник футбола и коррупции закончился. Из нашей жизни уходит не только радость побед и горечь поражений, но и еще кое-что. Уходит нечто большее, чем футбол - вера в лучшее будущее.

Евро-2012 - это не только футбольный чемпионат. Это вера во всенародную победу, попытка доказать миру, что мы не люди третьего сорта, способ сохранить чувство собственного достоинства вопреки всему. Да - кризис, да - коррупция, да - Янукович. И все-таки слова о подготовке к чемпионату не были пустыми, из чьих бы уст они не звучали. Мы жили под возгласы "майна" и "вира", смотрели  как поднимались над аренами вантовые крыши, укладывались магистрали, резались алые ленточки…

Нельзя сказать, что у регионалов никогда не было идеологии. Была. И даже Евро-2012 поначалу выполняло второстепенную, вспомогательную функцию. Чтобы понять весь растраченный идейный потенциал регионалов, необходимо сделать небольшое отступление. 

В Украине тлеет две основных народных идеи. Первая - украинская Украина, государство, построенное на культурной традиции, в основе которой народнические идеи и фольклористика. Эта традиция берет свое начало со времен Тараса Шевченко и Кирилло-Мефодиевского братства и окропляется кровью в XX веке. В современной Украине так называемые демократические силы пытались прийти к власти, эксплуатируя именно это мировоззрение.

Вторая - постсоветская ностальгия. Это очень условное название, так как в исторических корнях данного феномена есть нечто такое, что гораздо старше СССР. В основе здесь - братство славянских народов, православие, боевая слава, трудовая шахтерская героика и т. д. Регионалы пришли к власти, объявив себя носителями этих ценностей. Но за время своего пребывания у власти так и не оправдали надежд электората: дружба с Россией не состоялась, олигархическая республика имеет мало общего с социалистическим укладом, а разговоры о реформах вообще звучат фальшивой нотой. В итоге,  в идейном арсенале власти остался, главным образом, футбол.

Подготовка к спортивному мероприятию до поры до времени прекрасно выполняла все функции национальной идеи: объединяла нацию, помогала жить и строить, внушала оптимизм и веру в победу. Эти чувства Партия регионов не поддерживала и всеми силами демонстрировала свое превосходство над попередниками в деле строительства стадионов. И ведь нельзя сказать, что представители власти были не искренни - большинство наших политиков и олигархов заядлые болельщики. И это сближало их с народом - одно большое общее дело позволяло хотя бы отчасти сгладить социальные противоречия.

Мировоззренческая эволюция партии власти вошла в новую фазу - анекдотическую

Но вот беда: "На трибунах становится тише… Тает быстрое время чудес". Лишенному хлеба и зрелищ народу нужно что-то срочно предложить, а кроме "стабильности" предложить, по большему счету, нечего. Социальные подачки или разговоры о реформах не заменят общих ценностей и общественной солидарности

Может быть, власть будет проводить чемпионаты по шашкам и вынашивать планы проведения зимних олимпийских игр в Карпатах. Попробует заполнить тишину воспоминаниями об ужасах жизни при попередниках или попытается придумать еще что-нибудь. Но национальную идею невозможно придумать: она или есть или ее нет. Так вот, теперь ее у партии власти нет.

Зато есть мантры о восстановленной стабильности и новой преодоленной Руине, призванные стать новой идеологической платформой. Краткие тезисы на эту тему изложил по просьбе руководства НБУ поэт и композитор Михаил Гойхман в песне о гривне. В стихах поэт прославил любовь к родине, любимую денежную единицу и кормчего, который ведет эту единицу "меж рифов и скал". Гойхман от имени своего лирического героя (народ Украины?) в стихах благодарит Януковича: "За стабільність в державі, а це - головне".

Эта песня - знаковое явление, знаменующая собой переход к новой фазе в идеологической эволюции партии власти - анекдотической (завершающей). Окончание Евро-2012 стало своего рода экзистенциальным тупиком для регионалов. Но не для украинцев. Вы заметили, как изменилось отношение к украинскому флагу? Если еще месяц назад он ассоциировался с прокуратурой, милицией и военкоматом, то после того, как тысячи украинцев прикрепили маленький флажок к своему автомобилю, он и в самом деле стал общим знаменем, почти боевым.

Что-то мне подсказывает, что эти флажки нам еще пригодятся.

Дмитрий Фионик, ЛІГАБізнесІнформ