Вопрос о том, откуда у профессионального чиновника, госслужащего Сергея Левочкина вдруг обнаружилось несколько сот миллионов долларов на покупку 20% акций группы каналов "Интер", звучит риторически. Интрига этого события не в том, что на покупку "Интера" глава Администрации президента, если верить его декларации о доходах,  должен был бы работать несколько сотен лет. В конце концов, расходы львиной доли украинцев не соответствуют их доходам, такова уж местная специфика. И даже не в том, была ли сделка вообще: многие наблюдатели полагают, что физически никакой продажи акций не произошло, поскольку телеканал и так был де-факто собственностью Левочкина и миллиардера Дмитрия Фирташа. Валерий Хорошковский прикрывал их пакеты (возможно, владея еще каким-то), а якобы выплаченные $2,5 млрд. (или меньше) - это просто расчет по старым политическим услугам в газовых делах. Самое интересное в этой истории - легализация  шефа президентской администрации  в качестве официального совладельца крупнейшей ТВ-группы страны. Это выбивается из обычной тактики поведения как главы АП, так и украинского чиновничества в целом.

Легальных политиков и чиновников-миллионеров-бизнесменов, не отвергающих причастность к своим же активам, можно было пересчитать по пальцам. Борис Колесников, Сергей Тигипко, Константин Жеваго, Петр Порошенко. В какой-то мере Тариэл Васадзе и еще десяток-другой депутатов - почетных президентов. В какой-то мере секретарь СНБО Андрей Клюев, якобы оставивший свои активы на попечение брата...

А вот члены так называемой группы РосУкрЭнерго - неформального бизнес-бюрократического объединения, созданного внутри Партии регионов для защиты от поглощения донецкими коллегами - до сих пор вели себя иначе. Имея своего титульного олигарха, Дмитрия Фирташа, другие члены группы старались не афишировать своих бизнес-занятий. Левочкин всегда оберегал репутацию тщательно. Пожалуй, тщательней любого другого представителя нынешней власти. В сети никогда не находилось документально подтвержденного компромата на главу Администрации президента. И это при изобилии публикаций, дискредитирующих конкурентов и противников Сергея Владимировича. Но речь не об этом. Публичный имидж СВ (как его называют на Банковой) всегда отстраивал крайне аккуратно, дабы не затмить своим интеллектуальным сиянием Виктора Федоровича. Непубличная репутация главного менеджера Януковича формировалась таким образом, чтобы всем - от журналистов до западных дипломатов и комиссаров ЕС - было понятно: именно Левочкин является эксклюзивным носителем  умеренности и здравого смысла в раскинувшихся на просторах Украины донецких прериях. Очень много сил, например, было потрачено на то, чтобы убедить всех, что именно он отговаривал президента от посадки Юлии Тимошенко. Что вполне может быть правдой, кстати.

Вполне вероятно, что показать 20% его заставил главный телезритель

Легализация доли в Интере сыграет в позитив только в том случае, если  под руководством главы АП (в то, что он не руководит Интером, все равно никто не поверит) телеканал понесет в эфир лучи объективности и политической честности. Или хотя бы будет соблюдать приличия, что к 2015 году станет непростой задачей - главный телезритель страны невосприимчив к тонкостям и полутонам.

Понять до конца, кто вынудил вскрыться нового (или старого) совладельца, невозможно. Но вполне вероятно, что показать 20% его заставил все тот же главный телезритель. Хотя бы для того, чтобы СВ более не уклонялся от коллективной ответственности. Такая версия хорошо ложится на психотип нашей власти. Все должны быть соучастниками, все должны быть "замазаны".

В отношении к политике, основанном на инстинктах и страхе, и кроется секрет успеха четвертого президента Украины. Своим поведением он вовлек ближайших сторонников и приспособленцев  в систему круговой поруки и соучастия. Все окружение Януковича замазано. Либо общими 1990-ми, либо пособничеством всему, что происходит сейчас и еще будет происходить. Донецкая команда оставляет после себя либо соучастников, либо ущемленных, униженных, недовольных и разгневанных. История с показательным лишением депутатских мандатов близких к Виктору Балоге и Петру Порошенко людей это лишний раз доказывает. Для такой команды альтернативы нынешнему президенту просто нет.

Сергей Высоцкий, ЛІГАБізнесІнформ