Виктор Янукович стал жертвой собственной импульсивности. Нет сомнений в том, что все предпосылки для самой крупной со времен Майдана-2004 акции протеста, собравшей по данным оппозиции до 100 тысяч человек, он создал сам. За последний год государственная пропаганда о пользе и выгодах евроинтеграции достигла небывалых масштабов. В своей риторике информационная машина, подогреваемая заявлениями самого Януковича и говорящих голов Партии регионов, не допускала ни намека на полутона и оттенки. Всей стране казалось, что президент интегрирует Украину в ЕС всерьез и надолго, даже серьезней оранжевого Виктора Ющенко. Оппозиционная критика - беспрецедентный случай - сосредотачивалась не на сути вопроса, а на формах. Оппозиция поддерживала вектор интеграции, концентрируя свою критику внешнеполитических действий Януковича только на судьбе Юлии Тимошенко. А вся дискуссия между властью и не властью свелась к тому, подпишет ли ЕС соглашение об ассоциации при сидящей Тимошенко или не подпишет. Квинтэссенцией этого процесса стала серия митингов, пропагандирующих евроинтеграцию и организованных молодежкой ПР  - Молодыми регионами. Эти события были удивительны, ведь последние девять лет ничего, кроме любви братских славянских народов, эта организация не пропагандировала в принципе.
В минувшее воскресенье была поставлена точка в дискуссии о том, способна ли Украина в общем и столица в частности на массовый протест

Таким образом, за год до каждого (или почти каждого) жителя страны четко дошли несколько месседжей. Во-первых, что мы всей страной дружно шагаем в ЕС. Во-вторых, что подписание соглашения об ассоциации - главный шаг на этом пути. В-третьих, после подписания соглашения все у всех все будет так классно, как не было еще никогда. В данный момент опустим содержательную суть этих обещаний, признав однако, что обещания эти сформировали у граждан вполне конкретные ожидания - европейских зарплат и пенсий, безвизового режима, дешевых и качественных продуктов, прав и свобод. Вопрос о том, как эти права и свободы, пенсии и зарплаты достижимы при нынешнем президенте и его неповторимом стиле управления страной - оставался за скобками.

Для многих ассоциация была сказкой. Для некоторых - мечтой. В прошлый четверг сказка окончилась, а мечту украли. Януковича попытались дистанцировать от срыва ассоциации: в то время как Виктор Федорович вещал о безальтернативности евроинтеграции в Вене, о приостановке процедур по подписанию соглашения объявил премьер Николай Азаров. И здесь прямиком в президента попал бумеранг, запущенный им самим еще в 2010 году. Уже тогда эксперты предупреждали его, что концентрация полномочий и единовластие приведут к тому, что народ будет воспринимать Януковича как единственного политика во власти, который отвечает за все хорошее и за все плохое. С хорошим пока не очень.

Попытка спрятаться за нетленными политическими мощами Николая Яновича успехом не увенчалась, и Виктора Федоровича накрыл град заслуженных осколков. При этом крайне низкое доверие народа к собственному президенту привело к тому, что мало кто поверил и в "российскую" версию событий. Напротив, неприятие Януковича в народе достигло такого градуса, что многие наверняка посчитали: срыв ассоциации - это зло ради зла. Как подразнить голодную собаку сосиской, а потом, вместо угощения, ударить ее. Так, удовольствия ради.

Теперь, постфактум, можно долго гадать, не был ли состоявшийся митинг частью некоего коварного плана власти по склонению европейцев к подписанию соглашения. Или по сценарию Банковой, не рассчитывавшей на такое количество протестующих, Евромайдан должен был стать просто очередной акцией свезенных флагоносцев. Как бы там ни было - впервые со времен Майдана по Украине прокатилась по-настоящему массовая протестная волна. Управлять ею будет очень трудно. И  потенциал этой волны вряд ли будет израсходован до кардинальной смены обстановки в стране. Вполне возможно, что выход на Евромайдан воспринимается самими участниками как протест против геополитических качелей. Но такие массовые акции - это всегда совокупность поводов, накапливающихся не один год.

Впервые со времен Майдана по Украине прокатилась по-настоящему массовая протестная волна. Управлять ею будет очень трудно. И  потенциал этой волны вряд ли будет израсходован до кардинальной смены обстановки в стране
Таким образом, промежуточным итогом Евромайдана стал сам факт его сбора и его массовость. По крайней мере, в минувшее воскресенье была поставлена точка в дискуссии о том, способна ли Украина в общем и столица в частности на массовый протест. Спор о том, есть ли протестный потенциал у граждан после 2004 года и возможна ли его разрядка в бронзовую фигуру гаранта, можно считать закрытым. Визуально по вчерашним протестам было видно, что за последние годы в стране выросло новое политическое пост-майданное поколение. Поколение граждан, которым в 2004 году было по 12-15 лет, и которые пойдут на выборы-2015. Они, совместно с людьми 30-летними, которые смогли использовать социальный лифт первого Майдана, и чей путь наверх остановила нынешняя монополизация всего и вся, - и будут движущей силой протеста 2014-2015. Никакие программы социальной коррупции киевлян и никакие разговоры о несовершенстве оппозиции не смогут уберечь Януковича от новых Майданов. Даже если все происходящее - тонкий план Банковой, и ассоциация таки будет подписана, общество будет убеждено, что успех в Вильнюсе стал возможен только благодаря давлению улицы. Вчера мы, скорее всего, наблюдали прообраз оппозиционного сценария-2015. Падение нынешней власти на выборах теперь выглядит вполне вероятным. Протестующему обществу и политикам нужно понимать, что это падение, случись оно, может и не быть таким мирным, как в 2004-м.

Сергей Высоцкий,  ЛІГАБізнесІнформ